Вероника Покалицына
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Покалицына В. Ю. учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 17 Невского района
Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда
(из опыта работы).
Публикация «Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда (из опыта работы)» размещена в разделах
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности, Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Эта деятельность характеризуется положительным влиянием на развитие дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением творческих и исследовательских проектов. Так же развиваются общие способности детей – познавательные социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной. Она заставляет учителя находиться в поиске, исключает стандартные решения, меняет его мировоззрение, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Для детей с нарушением речи особенно полезен проектный метод. Он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которая снижена у детей с речевыми нарушениями. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Этот метод актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемый результат. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность
Русский язык – очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать антонимы или несколько синонимов. Ребенку трудно овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. Особенно трудно это малышам с нарушениями речи. Сделать процесс освоения лексической структурой речи интересным и максимально продуктивным для ребенка с речевыми нарушениями поможет метод проектной деятельности
Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме;
2. Разработать план проектной деятельности по теме;
3. Привлечь родителей к активному участию в работе;
4. Реализовать проект;
5. Разработать и реализовать мониторинг, анализ проделанной работы.
Проект «Слова наоборот».
Цели:
- развитие правильного и осознанного детьми дошкольного возраста слов-антонимов в речи;
- вовлечение родителей в поисковую деятельность детей;
- формирование у детей интереса к родному языку.
Образовательные и развивающие задачи:
- познакомить детей с некоторыми антонимами;
- развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к обучению;
- развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь антонимов детей.
Ожидаемые результаты:
- Правильное и осознанное употребление детьми слов-антонимов в речи;
- Создание совместно с детьми и родителями копилки словарей, вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед.
Этапы проекта :
1. Провести родительское собрание. Информирование и мотивирование родителей на работу в форме проектной деятельности.
2. Подготовить методические материалы, необходимые для работы над проектом детям и родителям.
3. Постановка проблемы.
4. Разработка плана деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью.
- источники информации.
5. Выбор детьми продукта (словарик или презентация).
Контрольно-оценочный блок.
Для этого нужно разрабатывать экспертные карты для оценки условий реализации проекта.
Ресурсный блок:
-техническое оборудование (компьютер, фотоаппарат)
- картинный материал (картинки с изображением слов-антонимов).
Проектная деятельность – это вид педагогической работы, который востребован, так как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Метод позволяет обобщать и применять на практике имеющиеся знания. Его применение позволяет достичь высоких результатов в коррекционной работе, повышает мотивацию к речевой деятельности.
Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова, ребенок будет использовать их в речи.
Думаю, проектная деятельность будет востребована в работе логопедов, так как способствует качественным изменениям в развитии речи детей, а также заинтересовывает родителей в образовательном процессе, стимулирует их к активному участию в развитии ребенка.