Ольга Каночкина
Программа «Продетей» в практике работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
К практике применения методики игрового обучения твердым и мягким навыкам в феврале 2018 года присоединилась подготовительная логопедическая группа нашего детского сада.
(2 слайд) Мы начали с того, что при подготовке к обучению грамоте стали использовать методику "Загадок". Так при вопросе " Звук "Р" глухой?" использовались смайлики (желтый – весёлый - "ДА!" и синий – грустный -"НЕТ!"). Смайлики именные, подписанные самим ребенком с обратной стороны, хранятся в индивидуальных ячейках. Предварительно с детьми обсуждался вопрос,- какой смайлик, что будет обозначать. Единственное на чем нужно заострить внимание,- это на выборе цвета смайликов, в идеальном варианте,- они должны быть в одном цвете.
Публикация «Программа „Продетей“ в практике работы учителя-логопеда» размещена в разделах
Примеры «загадок»
(3 слайд) «Звук «Л» можно петь и тянуть?»
(4 слайд) «В слове «Ёлка» четыре звука?»
(5 слайд) Загадки придуманные детьми
• «В слове «КИТ» звук «К» - мягкий согласный и звонкий?»
• «А- гласный звук?»
• «Звук «С» - твердый и звонкий?»
(6 слайд) Одновременно мы запустили методику «парных коммуникаций».
Так при прохождении групповой темы «ВОДА» дети в центре «ГРАММАТИКИ» поиграли в игру «Какое слово «съела» гусеница?» («ВОДОПАД», «ОКЕАН», самостоятельно определили порядок букв в словах, и «надели» на слова нужные «костюмы» (провели звуковой анализ слов, затем «в парных коммуникациях» рассказали не только о проделанной работе, но и проверили правильность её выполнения друг другом.
(7 слайд) «Парные коммуникации» : учитель-ученик.
Ещё один нюанс парных коммуникаций! Один ребёнок выполняет роль «учителя», второй – «ученика», затем дети меняются ролями, (у кого "кисть с ручкой"- тот "ученик",- у кого "смайлик в очках и с книжкой,- тот "учитель»). В рамках групповой темы «ВОДА» дети поиграли в игру «Какое слово «съела» гусеница?»- «МОРЕ», «ОЗЕРО», провели звуковой анализ слов).
На первом фото слайда темноволосый мальчик синим фломастером в роли «учителя» исправляет ошибку своего партнера «ученика», перед «учеником» лист с заданием отсутствует,- оно на проверке у "учителя" Кстати, исправляет "учитель" ошибку следующую,- в слове "ОЗЕРО" у ученика на "Р" не указана его звонкость. На следующем фото, "учитель" уже указывает на ошибку "ученика". А ещё на одном фото, когда "учитель" прикладывает руку к горлышку,- он доказывает "ученику" его ошибку, аргументирует.
(8 слайд) «Парные коммуникации» : учитель-ученик, (ещё один пример)
(9 слайд) Самостоятельно придуманное «учителем» задание
игра «Лабиринт» (Пройти по лабиринту и прочитать «зашифрованное
слово «ВОДА»).
Зарисовка схемы лабиринта:
1. от. В вправо 2к. О
2. от. О вниз 3к. Д
3. от. Д вправо 3к. А)
(рядом это задание, выполненное «учеником»)
(10 слайд) Самостоятельно придуманное «учителем» задание
На слово «РОБОТ» «надеть костюмы» (звуковой анализ слова)
(11 слайд) Самостоятельно придуманное «учителем» задание
игра «Сколько слов «съела» гусеница»»? (Д, И,С,К,Н,О)
Во время проверки "учителем" задания он не просто проверяет его, но и "ученику" разъясняет, что и почему он исправляет. Что касается оценки, то это не инициатива взрослого, просто во время "проверки и исправления ошибок", дети сами их выставили,- значит в такой "школьной, взрослой оценке" у детей есть потребность! Хочу добавить., тот "ученик", кто получил тройку остался очень доволен.
(12 слайд) И ещё один пример заданий «учителя» с использованием методики «Загадок»
В слове «СТУЛ» все «костюмы» «надеты» правильно? Если нет, то резинкой и ручкой исправь ошибку.
(13 слайд) пример заданий «учителя» с использованием методики «Загадок»
«Звук «О» можно тянуть и петь?»
Покажи сколько слогов в слове «КОТИК»
«Парные коммуникации» повышают самооценку, а что ещё самое важное, - ничто так не "обучает" ребенка как тьюторство сверстника, (ни один педагог, даже самый золотой не смотивирует ребенка лучше, чем детское сообщество, об этом ещё Екатерина Мень говорит на своих семинарах, а она работает со сложной патологией).
Что ещё привлекло педагога в методике! Привлекла мобильность методики, её легко применить как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, как в совместной со взрослым деятельности, так и в самостоятельной. И последнее, что хотелось бы отметить, (это немаловажно для многих логопедов,- нет "ножниц" в способах решения «коррекционных» и общеобразовательных задачах.