джамиля валикина
Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда».
Крылова Татьяна Вячеславовна
Учитель логопед
МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»
г. Салехард, ЯНАО
Аннотация.
Интегрированный подход в выборе содержания речевых игр отражает практический аспект в концепции речевого развития ребёнка дошкольного возраста.
Публикация «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда» размещена в разделах
Интегративные связи между разными разделами развития речи, а также межвидовые интегративные связи ОО «Речевое развитие» с содержанием других разделов программы позволяет максимально эффективно использование их для развития познавательного потенциала детей.
Вниманию коллег педагогом представлен методический материал, используемый в решении коррекционно – образовательных задач при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Актуальность. Описание методической разработки.
Формирование правильной речи - это длительный и кропотливый труд.
Специалисты знают все трудности построения коррекционно – образовательного процесса с воспитанниками в условиях логопедического пункта.
Проблемы связаны с тем, что категория детей полиморфна и разнородна по составу. У многих уз них отмечается нарушение общей моторики, речевой негативизм, эмоционально – волевые нарушения, низкий уровень развития предметно – практической деятельности – все эти особенности необходимо учитывать при выборе средств, для решения той или иной коррекционной задачи.
Ребёнку трудно, да и не нужно объяснять необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов педагога. Ему хочется играть, а задача педагога сделать эту игру не только интересной, но и полезной.
«Карусель» - интересное, познавательное, развивающее и универсальное игровое средство. Игра, которая наряду с конкретными коррекционными (логопедическими) задачами, способствует решению задач, связанных с общим развитием ребёнка.
Универсальность игры, заключается в следующем:
1. для её проведения Вам не понадобятся сложные и дорогостоящие пособия.
2. Эта игра может проводиться как самостоятельное занятие, как часть занятия, а так же может быть использована на занятии в качестве динамической паузы.
3. Задачи, решаемые в ходе проведения игры, могут варьироваться в зависимости от изучаемой лексической темы и от уровня речевых возможностей детей на данный период обучения.
4. Игра может быть использована в работе с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
Коррекционно – развивающая игра «Карусель»
Образовательные задачи: уточнять и расширять представления детей о предметах мебели. Обогащать активный словарь словами – признаками, упражнять в согласовании имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, общие двигательные навыки.
Коррекционные задачи: проводить коррекцию поведения в группе, устранять речевой негативизм, двигательные стереотипии.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к совместной деятельности, желание заниматься сообща.
Оборудование и материалы: набор предметных картинок по лексической теме «Мебель» (по количеству игроков, аудиозапись весёлой музыки (или бубен).
Ход игры.
Картинки, с изображением предметов мебели (по количеству игроков) расположены по кругу на полу. Дети произвольно выбирают картинку и встают возле неё. Педагог договаривается с детьми о том, что пока звучит музыка, они бегут по кругу друг за другом или взявшись за руки. Как только музыка прекращается, они останавливаются напротив близлежащей картинки.
Вариант 1.
Педагог даё т инструкцию: «Произнеси название картинки». Дети по очереди отвечают.
Например: «Это стул (ответ первого ребёнка). Это стол (отвечает следующий)» и т. д.
Далее опять звучит музыка. Дети «прокатились» несколько кругов на «карусели» и остановились, после того как музыка перестала звучать. Игра продолжается.
Вариант 2.
Педагог задаёт вопрос, на который каждый ребёнок должен ответить, правильно подобрав слово – признак к своему слову – предмету:
«Стул (стол, диван, шкаф) какой?». Следуют ответы детей.
После очередного движения по кругу под музыку педагог может предложить детям следующий вариант.
Вариант 3.
Педагог просит детей «спрятать» картинки (перевернуть их изображением вниз) и ответить на вопрос: «Чего нет?».
Отвечая на вопрос педагога, дети осваивают навык словоизменения (употребление имени существительного в единственном числе, в родительном падеже).
Аналогичным образом могут быть отработаны многие лексические темы, а так же усвоены следующие понятия и категории: «Величина», «Форма», «Цвет», «Один – много».
Не имеет смысла далее продолжать список тем, так как любой педагог может выбрать эту игру как средство реализации собственных педагогических замыслов и в ходе её проведения решать свои конкретные коррекционно – образовательные задачи.
Несмотря на всю серьёзность задач, очень важно помнить, что интересная игра или удачно выбранный игровой приём могут сделать гораздо больше, нежели долгое, скучное объяснение.