Светлана Андреева
«Умный коврик». Опыт работы учителя-логопеда
▼ Скачать
Опыт работы учителя-логопеда
Смолиной Альбины Анатольевны.
Наверное, каждый из нас знает, как сложной порой бывает поддерживать интерес у детей к занятиям – приходится постоянно искать новые приемы, игры, ситуации, пособия. Мне, как практикующему педагогу, очень нравятся многофункциональные пособия – такие, которые позволяют решать максимум задач при минимуме затрат. Я решила сделать пособие, у которого пока нет названия. Обсуждали вместе с детьми и они предлагали разные варианты – «умный коврик», «матрасик», «волшебные кармашки». Время покажет, какое название приживется, то и оставим. Опишу комплектацию пособия – это картонный квадрат со стороной 25 сантиметров, разделенный на ячейки 3*3. С одной стороны обшитый мягким приятным флисом, с другой стороны однотонная ткань со слоем пленки. В ячейках сделаны прорези для картинок. Выглядит вот так:
Публикация «„Умный коврик“, Опыт работы учителя-логопеда» размещена в разделах
А теперь опишу варианты использования и некоторые задания этого многофункционального пособия. Сшила я сразу на подгруппу детей – 9 штук, но можно использовать и в индивидуальной работе. Работу начинаем с монохромных фигур и объектов, усложнять цветом и мелкими деталями можно в дальнейшем.
Вариант первый.
Задача: Совершенствуем зрительное внимание и память.
Задание: Посмотреть внимательно, запомнить и назвать вслух фигуры на «экране». (Выставить на полотно фигуры в произвольном порядке, начинать с минимального количества, постепенно увеличивая. Дать время на запоминание, затем убрать образец. Дети называют фигуры по памяти.)
Усложняем: 1) добавлять количество фигур 2) добавлять две одинаковых фигуры 3) сочетать вместе цифры и буквы
Вариант второй.
Задачи: Совершенствуем зрительное внимание и память, мышление и мелкую моторику.
Задание: посмотреть на «экран»-образец и выложить на своем экране такой же узор из фигур. Фигуры выкладывать в разных вариантах.
Вариант третий.
Задачи: Совершенствовать зрительное внимание и память, логическое и абстрактное мышление, моторику.
Задание: Посмотреть внимательно, запомнить порядок картинок на экране. После этого убрать экран-образец и дети выполняют задание по памяти. В конце выставляется образец для самоанализа.
В этом варианте можно использовать картинки, которые интересны детям – герои мультфильмов, комиксов, картинки по темам проектов. В данном образце представлены картинки с гендерной направленностью (Малютки-пони для девочек и человек паук с машинками для мальчиков).
Вариант четвертый.
Задачи: Совершенствовать зрительное и пространственное внимание и восприятие, логику, мышление, память, речь и слуховое восприятие. Формировать умение слушать и понимать словесную инструкцию.
Задание: 1) Выложить на своем экране из имеющихся картинок такой узор, чтобы все ряды были одинаковые 2) Выложить узор, чтобы все столбцы были одинаковые. У всех получаются правильные, но разные узоры.
Усложняем: выложить такой узор, чтобы столбцы и ряды были разными. В предложенной картинке по теме «Животные жарких стран» не повторяются столбцы и ряды.
Вариант пятый. «Звуковой коврик»
Задачи: Развивать фонематический слух. Совершенствовать умение выделять первый звук в слове. Закреплять правило обозначения согласных и гласных звуков. Развивать внимание и усидчивость.
Задание: Педагог называет слова, дети выделяют первый звук в слове и выбирают квадрат нужного цвета, помещая его на экране слева направо, постепенно заполняя ряды экрана. Получится узор из красных, синих и зеленых квадратов. Слова лучше подбирать, исходя из интересов детей – названия игрушек, мультиков или «вкусняшки». Например:
первый ряд – «фиксики, ананас, чудеса»
второй ряд – «пони, оптимус, трансформер»
третий ряд – «чупа-чупс, Эльза, дети»
Вот что должно получиться :