Наталья Камаева
Опыт работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Камаева
Опыт работы учителя – логопеда
1. Сведения об авторе
Я, Камаева Наталья Евгеньевна, 1966 года рождения. Образование высшее педагогическое. Закончила Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого по специальности «Логопедия». Работаю в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №7 комбинированного вида» города Богородицка в должности учителя-логопеда. Педагогический стаж 31 год. Стаж работы в занимаемой должности 8 лет. Первая квалификационная категория.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда» размещена в разделах
2. Условия формирования опыта
Тема: «Формирование связного высказывания у дошкольников 5-7 лет». Я выбрала для работы эту тему из-за ее актуальности в настоящее время.
В последние годы пристальное внимание стало уделяться детям, имеющим в анамнезе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в развитии. Данное обстоятельство приводит к тому, что дети имеют ограничения речевых способностей, что в свою очередь влечет за собой задержку всех познавательных функций. Дети данной группы заметно выделяются среди своих сверстников. Представляя собой многочисленную группу, они не могут оставаться без пристального внимания логопеда и дефектолога, психолога.
Период дошкольного возраста считается важным в усвоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.
На сегодняшний день для детской логопедии, занимающейся углубленным исследованием отклонений в формировании речи детей дошкольного возраста с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития, чрезвычайно важно выработать действенную стратегию коррекционного воздействия на речевую функцию. Исключение из логопедического наблюдения за ребенком значимого для его гармоничного периода развития приводит к тому, что можно упустить важный, «сензитивный» период для развития речи. «Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно, без оказания помощи извне стать на единственно правильный путь формирования речи - онтогенетического развития речи нормальных детей». Усвоение словаря и развитие связной речи решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря, плохо развитая связная речь, все это мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Своевременное развитие связной речи – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
3. Актуальность и перспективность опыта
Особенность работы по развитию связной речи в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми, происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Но у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в развитии связной речи, даже в условиях специального обучения. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Это обстоятельство указывает на актуальность моей работы.
4. Теоретическая база опыта
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.
5. Новизна опыта
Новизной опыта по теме «Формирование связного высказывания у дошкольников 5-7 лет» я считаю постоянный поиск логопедом новых подходов, идей организации коррекционно-развивающей работы.
Четкая, систематическая организация обучения детей с общим недоразвитием речи – сложное дело. Поэтому с общепринятыми приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из факторов облегчающим процесс развития связной речи является наглядность. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Поэтому для развития связной речи детей целесообразно использовать метод наглядного моделирования. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
Новизной в работе с детьми считаю применение мнемотехники.
Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
6. Адресная направленность опыта
Мой опыт работы адресован широкому кругу педагогов: логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, имеющим детей с речевой патологией.
7. Использование психолого-педагогических технологий
В работе с детьми с общим недоразвитием речи целесообразно включение в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Свою работу я начинаю с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою (лиса рыжая, ягода красная). Позже начинается усложнение или замена другой заставкой : изображение персонажа в графическом виде ( лиса состоит из оранжевых геометрических фигур: треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.)
Для того, чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, беру на себя обучающую роль, то есть довожу до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
Приём наглядного моделирования (мнемотехники) я использую в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
-пересказ;
-составление рассказов по картине и серии картин;
-описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Детям была предложена структура работы с мнемотаблицами.
1-й этап - рассматривание мнемотаблицы
2-й этап - перекодирование из абстрактных символов в образы.
3-й этап - пересказ сказки или составление рассказа.
Но в ходе проводимых занятий, я заметила, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.
Поэтому, перед тем, как перейти к занятию по развитию связной речи, дети должны «наработать» словарь по данной лексической теме недели. Для этого на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий языка мы совместно с воспитателями обогащаем словарь детей, учим согласовывать слова между собой.
Из своего опыта работы с детьми я увидела, что многие дети затрудняются в подборе прилагательных к существительным, глаголов. Чтобы исправить эти пробелы, я предлагаю детям игры «Ёлочки» или «Солнышки». Принцип этих игр один и тот же: дети по заданию логопеда подбирают прилагательные к данному существительному (предмету, например: «Яблоко какое? (Круглое, большое, красное, гладкое, твёрдое, душистое, сочное) и выкладывают ёлочки (треугольники) или лучики у солнышка по количеству подобранных слов. Как правило, дети не могут подобрать более 3-4 прилагательных. Тогда я решила помочь им и составила карточки, на которых обозначены символы обследования предметов. Чем больше анализаторов обследует предмет, тем больше информации мы можем получить об этом предмете (карточка с изображением глаза, руки, языка). Глазами мы можем увидеть форму, размер предмета, его цвет; рукой мы можем определить, какой на ощупь предмет: гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий.
С помощью языка мы можем сказать, какой предмет на вкус: кислый, сладкий, горький и т. д. Далее, что мы сможем сделать с этим предметом, для чего он нам нужен (съесть, сварить, отжать сок, мариновать, заморозить и т. д.). По числу названных прилагательных или глаголов мы выкладываем лучики у солнышка или строим ёлочку. Эта схема универсальна для тем «Овощи», «Фрукты».
По другим темам по мере возможности использую карточки, варьируя их в зависимости от лексической темы. Так, при обследовании мебели, одежды, обуви, мы используем схемы с глазом, рукой и постепенно подходим к составлению описательного рассказа по схеме. В конце недели я предлагаю детям самим записать свой рассказ на кружках, выбрав необходимые символы для описания какого – либо предмета. Дети рисуют эти символы цветными карандашами и проговаривают предложение, соответствующее этому символу. Работа по составлению описательного рассказа продолжается дома с родителями. Дети с удовольствием составляют рассказ о выбранном предмете. Задача родителей – внимательно выслушать своего ребёнка и самому составить рассказ по схеме на кружках.
В работе по описанию предметов мы также используем загадки, составленные самими детьми (используя схему, приём описания предметов без их названия. Этот приём схож с составлением загадок детьми, но отличается тем, что вводится игровой персонаж, в роли которого выступает сначала сам педагог, а потом один из детей.
При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.
Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, научило наблюдательности и любознательности.
Большой интерес у детей вызывает отгадывание мнемозагадок, заучивание пословиц, скороговорок с использованием мнемотаблиц. Мнемотаблица особенно эффективна при разучивании стихотворений (на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
8. Результативность опыта
В результате работы по развитию связной речи, можно придти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:
- умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;
- умение пересказывать небольшие произведения;
- совершенствование диалогической речи;
- умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
- умение описывать предмет, картину;
- умение драматизировать небольшие сказки;
- воспитывать желание говорить как взрослый.
Значительное место в решении этих задач отводится – специальным занятиям, играм и речевым упражнениям, тематика которых разнообразна. Они активизируют словарь детей, развивают внимание к слову и его значению. Наглядное моделирование, является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Таким образом, данная система работы дает хорошие результаты. Это совсем не значит, что все задачи решены. Приходят новые дети, появляются новые проблемы. И чтобы их успешно решать, надо идти в ногу со временем, постоянно учиться.