Надежда Востокова
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать, но
нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать.
Коменский Я.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Темочки:
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу что использование проектной деятельности, (в частности хочется акцент сделать на познавательно-исследовательских проектах) в практике работы учителя-логопеда актуальная тема. Наш детский сад уже имеет опыт работы по использованию такой технологии, как проектная деятельность.
Проблему речевого развития дошкольников в нашем ДОУ мы решаем с помощью уже не новой, но достаточно прогрессивной педагогической технологии «Проект». Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, свои возможности, реализовать познавательные потребности, развить речевые навыки, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ.
Предпосылками использования проектной деятельности в нашем детском саду явились следующие моменты:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- потребность педагогов в инновационной деятельности;
- активное адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
-осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.
Психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их содеятельности, сотворчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Таким источником, на наш взгляд, является проектная деятельность с познавательно-исследовательской направленностью. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать речь, творческие способности.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
В связи с изменениями условий работы учителя-логопеда в ДОУ (преобразование логопедических групп в логопункт, перед нами встала проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. На практике выяснилось, что в нашем ДОУ технология проектная деятельность является одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта.
Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).
Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.
Познавательная деятельность развивает психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, координации действий руки и глаза.
Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.
Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивать все компоненты языковой системы.
Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками наших совместных проектов являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной деятельности. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.
В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности.
Последний этап проекта – итоговое мероприятие - всегда самый зрелищный. Проводим его публично: приглашаем гостей (детей, педагогов ДОУ, родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма итоговых мероприятий яркая, интересная, мы продумываем ее так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад и достижения каждого ребенка.
Таким образом, мы убедились, что выбранная нами технология проектной деятельности позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников:
• расширяем знания детей об окружающем; Совершенствуем звуковую сторону речи
• развиваем коммуникативные навыки и социальные навыки;
• Формируем личностные качества ребенка;
• Добиваемся положительной динамики в речевом развитии детей.
Можно смело сказать что, развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно развивается в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога!