Наталия Кузьмина
Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя ДОУ «Путешествие в сказочный мир балета»
▼ Скачать
Кузьмина Н. Н., музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №12 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя ДОУ
Публикация «Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя ДОУ „Путешествие в сказочный мир балета“» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Осуществляя творческую проектную деятельность в образовательном процессе, педагог получает возможность для решения многих образовательных и воспитательных задач. На мой взгляд, проектная деятельность музыкального руководителя и воспитателя должна пересекаться с темами календарно-тематического плана и специалистов. Иначе дошкольникам грозит эмоциональная и информационная перегрузка и как результат- угасание интереса и мотивации к получению новой информации.
Творческое название проекта : «Путешествие в сказочный мир балета»
Поможет ли музыка ответить на вопрос : Что сильнее добро или зло?
Проблема:
Тема моего проекта возникла не случайно. Исходя из личных наблюдений, на мой взгляд можно выделить основные проблемы современного общества. 1-я проблема- пассивность при решении любых возникающих на протяжении жизни затруднений (связана с такими качествами как инициативность, самостоятельность и уверенность в себе). Не секрет, что на протяжении последних нескольких лет, в научном сообществе обсуждается данная проблема и пути ее решения. Другая проблема в обществе, не менее важная, является низкий уровень эстетического сознания (все разделы художественно-эстетической области). Причиной является недостаточная пропаганда важности и ценности высококультурных произведений искусства (музыка, изобразительное искусство, литература) в воспитании гармонично- развитой личности. В частности, ценность музыки не только в том, что она решает задачи образовательные, но и духовно-нравственные. Музыка (осознание ее ценности) способна не только помочь решить вышеуказанные проблемы, но и стать своеобразным проводником к решению одной из главных задач общества – воспитания человека, умеющего не только мыслить самостоятельно и реализовать свои знания и умения, но и способного к сопереживанию.
Актуальность проекта :
Сказка - увлекательная доступная форма, которая знакома ребенку с младенчества. Вместе с тем –это эффективный способ для решения развивающих, образовательных и воспитательных задач. Музыкальная сказка способствует развитию воображения, эмоционально-чувственной сферы. Неслучайно мною выбран такой жанр как «Балет». Язык танца понятен всем, без исключения, никого не оставляет равнодушным. Дети очень искренни в выражении своих чувств- детские сюжеты в сочетании с прекрасной музыкой пробуждают в них все многообразие оттенков чувств, в том числе и способность сопереживать героям. Проект затрагивает все образовательные области, направлен на достижение возможных положительных результатов в воспитании и образовании дошкольника к моменту окончания им ДОУ.
Проект «Путешествие в сказочный мир балета» – долгосрочный проект (реализуется в течении 2-х лет) и рассчитан на возрастную категорию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В основе этого проекта – знакомство с 4-мя балетами трех выдающихся композиторов Сергея Сергеевича Прокофьева, Карена Суреновича Хачатуряна (20 век, Петра Ильича Чайковского (19 век). С балетом «Щелкунчик» и «Чиполлино» дети знакомятся на протяжении учебного года в старшей группе. С балетом «Золушка» и «Спящая красавица» - в течение 1-го и 2-го полугодия в подготовительной группе. Очень важно использовать в презентациях и музыкальных играх короткие фрагменты. В презентациях не должно быть расхождения с демонстрируемой картинкой. Музыка балетов должна быть изучена досконально специалистом (музыкальным руководителем).
Цель проекта : Развитие музыкально-творческого потенциала детей старшего возраста посредством приобщения к ценности высококультурных произведений.
• Развивающие задачи:
• Создать условия для развития музыкального слуха ребенка, внимания, образного мышления.
• Создать условия для развития эмоциональной отзывчивости, ассоциативного мышления и творческого воображения.
• Создать условия для развития эмоционально-психологического благополучия и физического здоровья детей.
• Создать условия для активизация процесса самопознания и положительной самооценки.
• Создать условия для побуждения интереса к проектной деятельности, и активизация желания у детей искать пути разрешения проблемной ситуации совместно.
Образовательные задачи:
• Способствовать освоению выразительного чтения текста.
• Создать условия для формирования музыкального вкуса.
• Способствовать обогащению слушательского опыта высокохудожественных произведений музыкального искусства путем приобщения детей к миру балета.
• Создать условия для закрепления знаний детей о выдающихся композиторах, главных героях сказок, музыкальных образах.
• Создать условия для обогащения словаря детей (в т. ч. музыкального).
Воспитательные задачи:
• Создать условия для формирования умения работать в коллективе.
• Создать условия для воспитания и формирования личностных качеств и навыков ребенка (уверенность в себе, доброжелательность, инициативность, коммуникативные навыки и. т. д.) в игровой (музыкальные загадки, соревновательной (викторина) форме, а также посредством вовлечения дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность.
• Воспитание осознанного отношения к восприятию музыки и художественной литературе.
Участники проекта :
Дети старших, подготовительных к школе групп 5-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, другие специалисты (педагог по ИЗО деятельности, музейный педагог).
Формы взаимодействия со всеми участниками проекта :
• НОД, праздники, тематические досуги, викторина, интегрированные занятия
(в т. ч. совместные мероприятия).
• Индивидуальные и подгрупповые взаимодействия с участниками проекта.
• Консультации с воспитателями и родителями на темы:
«Использование музыкального материала в режимных моментах».
«Классическая музыка в семье»
«Роль родителей и педагогов в организации праздника (досуга)»
(костюмы, атрибуты)
• Создание предметно-развивающей среды для осуществления проекта
(музыкальный и театральный уголки, методические материалы, оборудование).
Сроки реализации проекта : 2 учебных года
Проект состоит из нескольких этапов:
1. Аналитический этап (начало учебного года) :
• Изучение литературы, по проблеме.
• Подбор методического материала.
• Определение целей и задач реализации проекта.
• Анкетирование родителей: «Классическая музыка в нашем доме?» (оценка уровня знаний детей по теме).
2. Поисковый этап:
• Ознакомление со сказками («Щелкунчик», «Чиполлино», «Золушка» и «Спящая красавица») и авторами (писателями)- общую информацию дают воспитатели в группе.
• Обсуждение проекта со всеми участниками проекта (выявление проблем, постановка цели, задач, обсуждение конечного продукта).
• Изучение музыкального и методического материала, разработка сценариев всех мероприятий, презентаций, викторины (музыкальный руководитель, воспитатели, специалисты).
• Формулирование конечного продукта (обобщение знаний в форме викторины)
3. Практический (4 части) :
1 часть (старшая группа, 1-е полугодие) :
• Знакомство с сюжетом, основными персонажами сказки, композитором - автором музыки к балету «Чиполлино» посредством слушания фрагментов из балета в форме красочной презентации.
• Тематический досуг «Чиполлино в гостях у друзей» (просмотр видео фрагментов из балета (характеристика героев, игра «Узнай друга» - музыкально-пластические композиции, «Рисуем музыку» - в группе, дома).
• В рамках НОД – разучивание песен по теме, игра «Музыкальные загадки» (отгадать героя или событие) (аудио, разучивание «Танца овощей и фруктов»,
• Осенний спектакль «Приключения Чиполлино» (с родителями).
2 часть (старшая группа, 2-е полугодие) :
• Знакомство с сюжетом, основными персонажами сказки, композитором- автором музыки к балету «Щелкунчик» посредством слушания фрагментов из балета в форме презентации с красочными картинками.
• Тематический досуг «Новогодняя история» (просмотр видео фрагментов из балета (характеристика героев, игра «Отгадай героя» - музыкально-пластические композиции, «Рисуем музыку» - в группе, дома).
• Музыкальный досуг «Сказка в сказке» («Сочини продолжение сказки», авторский вариант продолжения, просмотр видео фрагментов из балета)
3 часть (подготовительная группа, 1-е полугодие) :
• Знакомство с сюжетом, основными персонажами сказки, композитором - автором музыки к балету «Золушка» посредством слушания фрагментов из балета в форме презентации.
• Тематический досуг «Кто поможет Золушке?» (просмотр видео фрагментов из балета (характеристика героев, игра «Узнай событие по музыке» - музыкально-пластические композиции, «Рисуем музыку» - в группе, дома).
• В рамках НОД – разучивание песен (хоровые, индивидуальные) по теме, игра «Музыкальные загадки» (отгадать героя) (аудио, разучивание танцев (в том числе индивидуальных) и. т. д.
• Праздник «Новогодний бал для Золушки» (с родителями).
4 часть (подготовительная группа, 2-е полугодие)
• Знакомство с сюжетом, основными персонажами сказки, композитором - автором музыки к балету «Спящая красавица» посредством слушания фрагментов из балета в форме презентации.
• Тематический досуг «Зло и добро в сказке» (образ феи Карабос и феи Сирени) (просмотр видео фрагментов из балета, игра «Узнай фею» (аудио)- музыкально-пластические композиции, «Рисуем музыку» - в группе, дома).
• Музыкальная викторина «В стране сказок» (конец года) - обобщение ранее полученных знаний о «сказочных» балетах и получение конечного продукта творческого проекта.
Викторина является заключительным этапом в рамках данного долгосрочного проекта. Ее целью является обобщение ранее полученных знаний о «сказочных» балетах (лейтмотивы, характеризующие героев, музыкальные образы добра, зла, композиторах и авторах сказок. В игровой соревновательной форме дети учатся, доброжелательному отношению в коллективе, принимать ответственные решения, соблюдать правила).
Все дети награждаются медалями за победу (1, 2 места)