Нелли Шумакова
Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Шумакова Нелли Александровна
МАДОУ №4
Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 1
Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных функций речи, как центральному звену в воспитании культуры речевого общения дошкольников. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. По словам А. М. Горького – чистота речи является важным элементом в общей культуре человека. Культура речи обеспечивает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 2
Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Целью общения является поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Слайд 3
Работая с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, я обнаружила, что в речи детей существуют множество проблем - недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. В связи с этим, я задумалась над тем, какие приемы воспитания культуры общения дошкольников наиболее эффективны и пришла к выводу, что метод проектной деятельности является одним из перспективных методов решения данной проблемы. Проведя работу по изучению материалов по теме использования метода проектной деятельности по развитию дошкольников, в сентябре 2016 года я начала работу в рамках проекта «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»
Слайд 4
Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»
Проблема: дети, не владеющие навыками культуры речевого общения менее успешны, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Цель проекта : Создание педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения через использование метода проектов. Пропаганда культуры речевого общения среди родителей и детей.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
Задачи проекта :
• Анализировать имеющийся опыт педагогов по практике применения методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры речевого общения у детей;
• Создавать предметно-развивающую среду в группе, способствующую формированию и развитию коммуникативных навыков дошкольников;
• Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• Воспитывать чувство любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;
• Привлекать родителей к воспитанию у детей культуры речевого общения;
• Проводить пропаганду культуры речи педагогов, родителей и детей.
Слайд 5
Ожидаемые результаты от проекта :
• повышение речевой активности в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
• появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации в соответствии с речевым этикетом.
• раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему;
• повышение речевого уровня педагогической культуры родителей и детей
• вовлечение родителей в поисково-исследовательскую деятельность по реализации проектов в ДОУ.
Слайд 6
Длительность проекта один год сентябрь 2016-май 2017. Реализация запланирована в три этапа: Подготовительный, основной, заключительный
Слайд 7
В данный момент мой проект находится на первом этапе. Было проведено анкетирование родителей: «Речевое развитие вашего ребёнка»
Результаты анкетирования родителей старшей группы указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Им интересны как теоретические, так и практические педагогические находки для развития речи их детей. В основном это родители, активно участвующие в жизни группы и детского сада в целом
К сожалению, есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей. Только 48 % читают детям книги, 52 % родителей не читают детям книги. 23% предпочитают виртуальные игры детей.
Родители оценивают уровень развития речи детей, как:
«Низкий» - 14% «Средний» - 36% «Высокий» - 50%
Слайд 8
Была проведена диагностика речевого развития детей при помощи альбомов Иншаковой и Володиной. Было обследовано 36 воспитанников старшей группы из них выявлены 30% детей с тяжелыми нарушениями речи, родителям рекомендовано обследование у специалистов, 40% со средними и 30% с незначительными нарушениями звукопроизношения. Фонематический слух: низкий - 30%, средний -41%, высокий-29%. Словарный запас: низкий - 32%, средний -45%; высокий- 23%. Грамматический строй речи: низкий -30%, средний - 37%, высокий -33%. Связная речь: низкий -31%, средний- 44%, высокий-25%.
Слайд 9
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляю их через сюжетно-ролевые игры, в которых дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для закрепления правил этикета. Развивается диалогическое общение
Слайд 10
Роль театрализованной деятельности в развитии культуры речевого общения немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей, т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д. Развивается связная и монологическая речь. Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя (игра в театр). Игры второй - разыгрываются для себя "понарошку". Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.
Слайд 11
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, я используюразличные виды театра (кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе и др) регулярно пополняю центр театрализованной деятельности в группе.
Слайд 12
Формирование культуры общения невозможно без чтения художественной литературы. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение - получается своеобразный диалог. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Развивается сила голоса и дикция. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Он привлекает близостью к игре, использование игрушек, элементов декорации. Драматизацию можно включать в рассматривание картин, рисование. В группе действует мини-библиотека семейного чтения;
В нашем ДОУ создана добрая традиция - ходить в гости в библиотеку им. Чехова, приглашать библиотекарей к себе. В группе совместно с родителями, воспитателями регулярно организую вечера развлечений.
Слайд13
Подвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей, например "Гуси-лебеди", "Краски", "Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем", "Садовник" и др. используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками. Это и ориентировка на партнера (необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза, и установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь и готовность вовремя, быстро ответить. И третье - это поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения).
Слайд 14
Развитие культуры речевого общения затрагивает многие области работы с детьми, не исключение и наша инновационная деятельность - Легоконструирование. Конструирование предоставляет широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. Даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств. Технологии Lego-сказки, Игры -фантазирования, Озвучивание Lego-мультфильма позволяют развивать и корректировать моторику рук, познавательно-речевую деятельность и эмоционально-волевую сферу ребенка, развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух.
Слайд 15
Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста не может происходить без участия семьи воспитанников. Поэтому в план работы с родителями мы решили включить следующие мероприятия:
-издание совместно с родителями Книги волшебных слов и альбомов «Тайна моего имени», «Семейные традиции», «Добрые слова для моих родителей»;
- проведение Недели вежливости; (день открытых дверей для родителей);
- изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик вежливых слов», «Как помочь ребенку грамотно говорить»;
-мастерская для родителей «Игры, развивающие речь»;
-будет оформлен информационно-методический стенд “Шпаргалки для родителей”; в нём будет выставляться теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей;
-ведём работу над «Дневником успеха», в котором родители будут фиксировать достижения детей в речевом развитии своих детей;
-запланировано проведение круглого стола «Почему ребенок говорит неправильно”, на нём пройдёт обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений;
-в конце года планируем провести праздник красивой и правильной речи, на котором будут продемонстрированы речевые умения и навыки, приобретенные на занятиях.