Елена Тюрикова
Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность, как средство
формирования экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Вид проекта :
познавательно – исследовательский
Продолжительность:
долгосрочный (учебный год)
Участники проекта :
дети подготовительная группа «Пчелки»
воспитатель
родители
Актуальность проекта
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются реки и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, раньше, где выращивали на полях хлеб, овощи теперь застраиваются постройками, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относится к окружающему нас миру. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего его мира.
Начиная работу по формированию экологической культуры, следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени. Воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учётом. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Развитие способностей детей к познанию мира природы.
Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Организация работы идет по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно – климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, и др.)
Человек (функционирование организма)
Ожидаемые результаты:
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы
Этапы работы:
1 этап – подготовительный
2 этап – познавательно – исследовательский
3 этап – заключительный
1 этап:
подбор наглядного иллюстрированного материала;
художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки);
знакомство родителей с целью и задачами проекта;
составление плана работы.
2 этап:
Познавательное развитие :
Проведение НОД;
Беседы: «Береги природу», «Лес, который я хочу видеть», «В природе нет ничего лишнего» и т. д.
Рассматривание альбомов:
Времена года;
Животные;
Птицы:
Насекомые;
Деревья и кустарники;
Растения;
Правила поведения в природе и т. д.
Наблюдения в природе;
Сбор природного материала;
Экспериментирование;
Исследовательская деятельность;
Компьютерные презентации;
Дидактические игры и пособия;
Экскурсии;
Проведение КВН «Мы и природа»
Речевое развитие :
Чтение художественной литературы; М Пришвин, В. Бианки, Л. Толстой, К,Ушинский и т. д.
Использование загадок;
Заучивание стихотворений;
Работа с фольклором;
Социально – коммуникативное развитие:
Создание проблемных ситуаций;
Ситуативный разговор: «Природа - твой друг, береги её, помогай ей»,
«Береги и улучшай окружающую среду», «Лекарственные растения» и т. д.
Сюжетно – ролевые игры;
Трудовые поручения в природе;
Художественно – эстетическое развитие:
Конкурсы поделок из природного материала;
Рисование; «Мы и природа», «На экскурсии в парке», «Моё любимое дерево» и т. д.
Фотовыставка «Экологическая хроника»
Выпуск экологической газеты «Капелька» (Круговорот воды в природе)
Развлечения по временам года : «Осень золотая в гости к нам пришла», «Весна красна», «Вот и лето пришло» и т. д.
Слушание музыки: «Звуки леса», «Голоса птиц», «Шум дождя» и т. д.
Физическое развитие:
Подвижные игры;
Беседы о здоровом образе жизни;
Игры – соревнования;
Работа с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Памятки в родительский уголок : «Наблюдаем за изменениями в природе»
Консультации для родителей: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников», «Природа и дети», «Лес – многоэтажный дом» и т. д.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Участие родителей в субботниках.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Устный журнал «Ребёнок и природа»
3 этап:
Экологический праздник «Земля – наш общий дом»
Изготовление Лэпбука
Показ презентации для воспитателей : «Формирование экологической культуры дошкольников»
Выводы:
Работа с детьми по формированию экологической культуры способствует многогранному всестороннему развитию детей; помогает развивать творческие способности, формировать у детей объективную картину окружающего мира.
У детей развиваются такие качества, как воля, собранность, упорство, достижение цели, чувство уважения к планете Земля, к своей Родине.
Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.