Елена Стадникова
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одним из основных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое- основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методах и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Под проектным понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обощаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а так же стремлением совместной деятельности. В проекте можно объеденить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
- «Игра-путешествие в подводное царство»;
-сюжетно-ролевая игра «Театр»
- игра «Строим город будущего»;
-«Путешествие в древний мир»;
Творческие:
-осенний (весенний, зимний) вернисаж;
-музыкальная сказка (по выбору);
- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
Познавательные:
-«Путешествие в Царство математики»;
-КВН;
-конкурс «Моя родословная»;
-«Красная книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) Постановка цели;
2) Поиск формы реализации проекта;
3) Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) Определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) Работа над частями проекта, коррекция;
8) Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. На этапе разработки педагогами содержание занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги- энциклопедии для детей, альбом с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу природы». На стене групповой комнаты или а приёмной можно повесить плакаты экологического содержания (выполенные детьми). Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер:
-«Путешествие в подводное царство»
-«Путешествие на луну»
-«Зоологический магазин»
На территории детского сада необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребёнок с этой деятельностью не справиться. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т. д.) Ребята вместе с родителями выбирают на своё усмотрение себе задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, что бы они были не слишком трудоёмкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта – защита-всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и её необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребёнка, родителя педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и др. видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Развивает познавательную активность. Самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.