Ольга Пигарева
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Метод проектов очень эффективен и с успехом используется педагогами нашего дошкольного учреждения. Я также активно применяю этот метод и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, Из опыта работы» размещена в разделах
Практика показала, что дети очень часто не берегут природу: ломают ветки, бездумно рвут цветы, топчут клумбы. Современные городские дети редко общаются с природой. Они порой знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто растет и обитает рядом с ними. И начать я решила с растительного мира, с деревьев. С этой целью разработала долгосрочный проект «Символ России – береза». В проекте принимали участие дети старшего дошкольного возраста, их родители и музыкальный руководитель детского сада.
На участке для прогулки растет березка, от которой дети получили письмо:
«Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветки качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Глупые ребятишки ломают мои веточки, рвут мои листочки, откапывают мои корни и царапают мою кору острыми гвоздями. Я прошу вас, помогите мне! Мне так нужна ваша защита и внимание!» Березка просила помощи. Исходя из обозначенной проблемы, я наметила формы работы с детьми.
Для работы над проектом пригласили родителей. Они помогали во всем: выполняли практические задания и участвовали во всех наших мероприятиях. Заодно и учились вместе с детьми. Собирали репродукции с изображением березы, загадки, народные приметы, связанные с этим деревом. Но когда получили задание собрать и сделать с детьми гербарий «Деревья моего двора», выяснилось, что многие родители сами не знают названия растущих рядом кустов и деревьев,а также не умеют делать гербарии. Было проведено обучение родителей и даны рекомендации. В итоге результаты превзошли все ожидания.
Пришлось провести огромную работу по сбору необходимой информации, чтобы детям давать достоверные сведения. Помогли пособия Т. Шорыгиной «Деревья. Какие они?», «Все о лесе», Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми». Интересный материал был найден в Интернете. Обработка собранного материала позволила создать «Паспорт дерева».
Весь найденный материал решила объединить в виде презентаций в серию «Хочу все знать. Березовая серия», которая имеет несколько разделов. Первый раздел – «Энциклопедия знаний». В него вошла познавательная, энциклопедическая информация о березе, местах ее произрастания, сезонных изменениях.
Нет такого дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи и музыке, как березе. Поэтому во втором и третьем разделе собраны стихи, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, песни и репродукции картин русских художников, посвященные белоствольной красавице. О друзьях и врагах березы дети узнали из четвертого раздела. И, конечно же, было собрано много материала о пользе, которую приносит береза людям.
В ходе реализации проекта в мини-музее группы «Народные промыслы России» была создана экспозиция «Изделия из бересты». Проводились выставки поделок и рисунков о березе. Трудясь над такими поделками, дети освоили различные нетрадиционные техники («квиллинг», «мятая бумага»). И появилась идея создать продолжение «Березовой серии». Оно получило название «Моя березка. Делаем своими руками».
Итоги проекта были подведены на «Празднике русской березки», который был приурочен к старинному русскому празднику Троица. Родители приготовили яркие атласные ленточки, которыми дети украсили березку. На празднике звучали стихи и песни. Дети в народных костюмах водили хороводы вокруг березы, играли в русские народные игры и забавы.
В результате проведенной работы дошкольники поняли и осознали, насколько ценное дерево – береза и почему необходимо бережно относиться и к ней, и ко всему растительному миру. Повысился уровень экологической культуры у детей и их родителей. У дошкольников появился познавательный интерес к объектами природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям. Укрепилось сотрудничество родителей с детским садом.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, любознательным, добрым, умным, мог жить и трудиться в современном обществе. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания приходить к результату. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. В подготовительной группе мы продолжили тему деревьев и провели очень интересный исследовательский детско-родительский проект "О чем молчат деревья?", но об этом я расскажу в другой статье. А пока предлагаю вашему вниманию презентацию по проекту "Береза - символ России".