Надя Чичканова
Проект «Зимушка-зима» для дошкольников
Вид проекта :
познавательно-исследовательский, творческо-информационный,
социальный.
Сроки реализации:
1 неделя
Участники проекта :
дети, воспитатели, родители воспитанников.
Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года, через развитие речи.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Зимушка-зима“ для дошкольников» размещена в разделах
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме посредством развитие речи; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :Развитие коммуникативных и речевых способностей детей в условиях специально организованной деятельности в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению. Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта :
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
• Формировать умение детей рассуждать. Обогащать и расширять словарный запас.
• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
• Научить детей правильно их подкармливать.
• Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, речь.
• Ожидаемый результат:
• По окончанию проекта дети смогут :
• Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
• Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
• Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
. Формы реализации проекта :
• Занятия.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Досуговая деятельность.
• Игровая деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность детей.
• Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический) :
• Фенологические наблюдения.
Понедельник:
Утро
1. Дидактическая игра «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
2. Беседа «Почему мне нравится зима».
3. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём
4. Занятия. Тема:«Зима»
• Прогулка: 1. Наблюдение за состоянием погоды.
2. Труд на участке: постройка из снега
3. Опыты и эксперименты: «Почему снег мягкий».
2 половина дня:
1. Телестудия «Зимушка-зима».
Программа:
• “Прогноз погоды” – телепередача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет.
• Чтение художественной литературы К. Бальмонт «Снежинка»
• Лепка «Снежинки»
Вечер:
• Чтение художественной литературы:
Загадки о зимних явлениях в природе.
Работа с родителями:
. Знакомство родителей с проектом «Зима»
• Оформление папки-передвижки «ЗИМА».
• Знакомство с информацией «Как важно уметь общаться»
Вторник:
Утро:
1. Дидактические игры: «Кто что делает зимой»
2. Беседы. «Как звери в лесу зимуют».
3. Чтение художественной литературы: В. Одоевский «Мороз Иванович»
Занятие: «Здравствуй гостья зима».
• Прогулка:
1. Наблюдение за местоположением солнце.
2. Труд на участке: лепка различных форм из снега.
3. Опыты и эксперменты: «Где лучики».
Вторая половина дня:
• 1. Телестудия «Зимушка-зима».“Клуб путешественников” – телепередача о состоянии почвы, водоемов и растений зимой.
• Рисование «Снежинки балеринки»
• Вечер: Чтение художественной литературыиС. Маршак «Двенадцать месяцев»
• Работа с родителями: Консультация «Внимание, зима»
Среда
1. Дидактическая игра «Найди по следу»
2. Беседа «Как звери в лесу зимуют».
3. Чтение художественной литературы :С. Иванов «Каким бывает снег»
Занятие
Прогулка:
1. Наблюдение за снегом.
2. Труд на участке:На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков
3. Опытыт и эксперименты.
Вторая половина дня
1. Телестудия «Зимушка-зима».
Программа:“Диалоги о животных” – телепередача о сезонных изменениях в жизни животных.
2. Изготовление цветных льдинок.
Вечер:
1. Чтение художественной литературы Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
Работа с родителями: Выставка рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка зима»
Четверг
1. Дидактическая игра «Найди такую же снежинку»
2. Беседа «Как зимуют домашние животные»
3. Чтение художественной литературы:Е. Трутнева «Первый снег»
Занятие
Прогулка:
1. Наблюдение за птицами.
2. Труд на участке: Заготовка корма для птиц
3. Опыты и эксперименты: «Почему снег греет».
Вторая половина дня
Телестудия «Зимушка-зима».
1. Программа “Здоровье” – телепередача о технологиях укрепления здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи.
2. Творческая мастерская.
• Вечер
1. Чтение художественной литературыВ. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
Работа с родителями: Знакомство с информацией «Как важно уметь общаться»
Пятница:
Утро
1. Дидактическая игра «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
2. Беседа «Почему скрипит снег?»
3. Чтение художественной литературы:Е. Трутнева «Первый снег»
Занятие
2 половина дня
1. Вернисаж: «Зимушка-зима»
Прогулка:
1. Наблюдение за птицами.
2. Труд на участке «Заготовка корма для птиц»
3. Опыты и эксперименты: «Замерзание жидкости»
Вечер:
1. Н Сладков «Еловая каша»
2. Пословицы и поговорки о зиме.
Работа с родителями: Рекомендации: почитать детям рассказы, стихи и сказки о зиме.
Третий этап заключительный:
• Обработка результатов по реализации проекта.