Светлана Александровна Мажова
Проект «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Задачи:
• расширять представления детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
• знакомить с явлениями неживой природы, свойствами снега;
• закрепить знания детей о зимующих птицах, их особенностях и разнообразии;
• привлечь внимание детей к проблеме зимовки птиц и их защите;
Публикация «Проект „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
• пропагандировать необходимость общения с птицами для развития нравственных черт характера;
• учить устанавливать связь между живой и неживой природой (погода - состояние воды, снега; время года - состояние растений, анализировать, делать выводы;
• развитие умений использовать полученные знания в повседневной жизни;
• развивать любознательность, внимание, память, наблюдательность, экологическую воспитанность дошкольников, расширять кругозор;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе;
• развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах и зиме;
• продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах;
• развивать двигательную активность, внимание, умение координировать речь с движением посредством игровой деятельности;
• формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц;
• учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности.
Типология проекта : информационно - исследовательский.
Вид проекта : информационный.
По количеству участников: групповой.
По образовательным областям: познавательное развитие.
По интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Длительность проекта : средней продолжительности с декабря по январь.
Форма проведения: НОД, использование ИКТ, беседы, наблюдения, игровая деятельность, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, чтение худ. литературы, работа с родителями.
Актуальность: актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности; конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Результаты: у детей сформировалось чувство любви и восхищения зимним временем года, повысился интерес к познавательной деятельности, развивается бережное отношение к окружающей природе
Предполагаемый результат: по окончанию проекта дети смогут : устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе; осознанно правильно относиться к растениям и животным; расширили знания о природе зимой, укрепили исследовательский интерес к природе; участие семей группы в конкурсе ДОУ "Новогодний сапожок"; оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме "Здравствуй Зимушка - Зима"; проведение утренника к Новому году.
Продукт проектной деятельности :
• выставка рисунков "Зима - Красавица"
• Коллективная работа "Зимушка"
• альбом "Зима пришла и радость принесла"
• утренник - праздник "Новый год"
Оборудование: развивающая среда, плакаты, ноутбук, интерактивная доска, книги, альбомы, сюжетные картинки, CD диски "Времена года", "Звуки природы - Зима", "Звуки природы - Вьюга", дид. игры, костюмы и маски из театрального уголка, трудовой уличный инвентарь (лопаты, ведра, перчатки, мешки для мусора и др., атрибуты для аппликации, атрибуты для рисования.
Источники информации: плакаты, иллюстрации, картинки, энциклопедии, книги, дид. игры, презентации "Идет волшебница Зима", "Зимующие птицы", консультации, рекомендации, воспитатель, родители.
Этапы работы над проектом :
1. Организационный
Создание необходимых условий для реализации проекта, разработка и накопление методических материалов, создание развивающей среды, подбор художественной литературы по теме, музыкальных произведений, звуков природы птиц, презентаций, разработка мероприятий.
2. Планирование
Беседы, целевые прогулки, цикл наблюдений, ситуативные беседы, беседы по ОБЖ.
Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, приметы зимы.
Дидактические игры, подвижные игры, игры-соревнования.
Физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики.
Конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование.
Трудовая деятельность.
Прослушивание музыкальных произведений.
3. Реализация проекта
Социально-коммуникативное развитие:
Составление описательного рассказа - "Зимушка-зима",
- "Птички-невелички",
- рассказывание из опыта "Зимние истории",
- рассказ-беседа о зимующих птицах.
Социализация:
Дидактические игры:
"Назови ласково",
"Какой, какая, какое. ?",
"Чьи птенцы?",
"Подбери картинку"
Игры-имитации образов персонажей сказок.
Физическое развитие:
Дыхательная гимнастика: "Подуй на снежинку"
Пальчиковая гимнастика:
"Снежок", "Снеговик", "Зимой", "Снежный ком", "Зимой", "Падал снег на порог", "Дедушка Мороз"
Двигательная активность:
- катание на санках,
- катание на лыжах,
- ходьба по глубокому снегу.
Физкультминутки:
"Зима"
"Снеговик"
"Воробушки"
"Вороны"
Игры-соревнования:
"Кто первый прибежит на лыжах"
"Самая осторожная и быстрая птичка"
Подвижные игры: "Смелее вперед","Ловишки", "Ледяные фигуры","Затейники"
Познавательное развитие:
Рассматривание и обследование иллюстраций и открыток, посвященных зиме.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: "Зимний пейзаж", "Снежинки", "Новогодний праздник"
Аппликация: "Новогодние игрушки" ,"Елочка новогодняя", «Снегири»
Прослушивание музыкальных произведений: "Времена года", "Звуки природы - Зима", "Звуки природы - Вьюга"
Чтение художественной литературы:
• В. Одоевский "Мороз Иванович",
• Е. Трутнева "Первый снег",
• К. Бальмонт "Снежинка",
• К. Чуковский "Елка"
• С. Маршак "Двенадцать месяцев",
• Бр. Гримм "Госпожа Метелица";
Беседы:
• "Мои любимые сказки о зиме",
• "Дом в котором мы живем";
• "Почему мне нравится зима",
• "Зачем зимой снег?",
• "Гололед",
• "Осторожно! Зимние травмы",
• пословицы и поговорки о зиме, о зимних праздниках.
Подвижные игры:
"Смелее вперед",
"Ловишки",
"Ледяные фигуры",
"Затейники";
Труд:
- расчистка дорожек от снега во время прогулок,
- посыпание дорожек песком,
- постройки из снега;
Безопасность:
Беседы:
- "Гололед"
- "Что делать, чтобы не замерзнуть"
"Зимняя одежда и обувь"
Беседы:
"Как одеваться в зимнее время года?"
"Как сохранить здоровье зимой?"
Ознакомление с окружающим:
• "Кто, что делает зимой?"
• "Угадай, на что похожи?" (узоры на окнах)
• "Найди ошибки"
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме "Зима", "Русская зима", "Прогулки всей семьей", "Зимние забавы"
Цикл наблюдений:
- за изменениями зимней природы во время прогулок,
- за поведением и кормлением птиц,
- рассматривание деревьев на прогулочном участке,
- рассматривание следов на снегу;
Ситуативные беседы:
- "Почему медведь спит зимой, а заяц - нет?"
- "Взаимосвязь живой с неживой природой"
Целевые прогулки:
"Вот и Зимушка-Зима пришла",
"Птицы зимой"
Формируемые УУД:
Дети проявляют интерес во всех видах деятельности, проявляют самостоятельность, интерес, любознательность, учатся пользоваться монологической и диалогической речью
Дети овладевают личностными качествами, проявляют инициативу и самостоятельность, добиваются поставленной цели, умеют пользоваться монологической и диалогической речью.
У детей формируется навык целепологания, формирование познавательной и социальной деятельности, бережное отношение к окружающей природе, отвечают полным предложением.
Умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
Дети научились оценивать результат в соответствии с задачами.
Дети проявляют собственную инициативу в уборке территории прогулочного участка.
Дети проявляют любовь и интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, соревнованиям.
Дети пополнили свои знания об окружающей природе в зимнее время года.
Дети проявляют интерес и самостоятельность в работе с ножницами, цветной бумагой, интересуются новыми способами рисования.
Работа с родителями:
изготовление кормушек для птиц, изготовление поделок на зимние конкурсы "Волшебный сапожок", "Рождество", "Снежинки", оформление прогулочного участка, сбор материала для составления альбомов "Зима-краса", "Птицы зимой".
Результат проекта :
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об зимних изменениях в природе;
• у детей появились высказывания: ". нужно помогать птицам зимой", ". нужно осторожно вести себя на катке, на горке. ", "Зима -очень веселое время года!"
• по окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе;
• расширились знания детей о природе зимой;
• укрепились детско-родительские отношения;
• родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
2. Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.
3. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.