Любовь Задорожняя
Проект в старшей группе «Мир звуков и букв» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
• Название: «Мир звуков и букв»
• Руководители проекта: Задорожняя Л. А.
• Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели
• Возраст детей: 5 - 6 лет
• Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.
Актуальность проекта: Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.
Публикация «Проект в старшей группе „Мир звуков и букв“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
В ходе реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте я знакомила детей с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий было выявлено, что дети путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать гласным?» и подобные вопросы.
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».
Сроки проекта: октябрь 2020 – май 2021года.
Цели и задачи проекта
Цель: Учить детей проводить звука- буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности
Задачи:
• Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
• Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.
• Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
• Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
• Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.
• Знакомить с символами, которые обозначают звуки.
• Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.
• Развивать творческие способности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• формирование у детей правильного графического образа букв алфавита;
• повышение родительской компетентности в вопросах подготовки к обучению детей грамоте; поддержание инициативы совместных занятий в семье.
• снятие чувства тревоги и сомнения перед новым этапом в обучении.
Работа с родителями:
• - организовать педагогическое просвещение родителей по подготовке детей к обучению грамоте, дать рекомендации проведения занятий в домашних условиях, научить справляться с капризами и неудачами детей, развивать интерес к учению;
• - формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Подготовительный этап:
• оценка речевой деятельности детей,
• подбор иллюстративного материала для занятий со звуками,
• подготовка художественной литературы по теме,
• иллюстраций с изображением букв русского алфавита,
• дидактических и настольно-печатных игр, направленных на закрепление знания букв русского алфавита,
• подготовка бросового и природного материала для изготовления поделок на занятиях,
• подготовка информационных листков и консультаций для родителей.
Основной этап:
1. Способствовать расширению знаний детей о звуках и буквах.
2. Продолжить знакомство детей со строением слова, предложения.
3. Учить проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.
4. Учить подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.
5. Расширять развивающую предметную среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на улучшение РППС.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
Мероприятия проекта:
Речевое развитие
Чтение:
Александрова Т. В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников»
В. Берестов. «В стране звуков»
Ирис Ревю. «Сказки про буквы»
Стихи и загадки про алфавит и буквы.
Самуил Маршак. «Веселая азбука про все на свете»
Пальчиковые игры:
Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука»
Пальчиковая гимнастика. Стихи по буквам алфавита.
Упражнение «Повтори слова», «Запомни и повтори, «Закончи строчку», «Куклы заблудились», «Сколько слов со звуком Ш», «Слышишь ли ты звук?», «Подскажи Петрушке звук», «Подарки гостям», «Пропускаем мы во двор слов особенный набор»
Рассматриваем и обсуждаем: «На что похожа буква»
Познавательное развитие
Наблюдения: «Звуки вокруг нас», «Звуковая охота»
Беседы: «Почему осень называют золотой», «Правила друзей леса»
Настольные игры Лото «Назови картинку и найди первый звук», «Азбука», «Мои первые буквы»
Дидактические игры: «Дружные звуки», «Звуковое дерево», «Чудесная удочка», «Распредели картинки», «Сигнальщики», «Орешек и подушечка»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация, Рисование, Лепка: «Необычные буквы», «Сделай свою любимую букву», «Нарисуй (вылепи) свое имя», «Азбука», раскрашивание картинок на заданную букву, выкладывание букв из счетных палочек.
Физическое развитие
Игра малой подвижности «Утки и окуни», «Поймай звук», «Буквы рассыпались», «Составь слово», «Живые буквы», «Закончи слово».
Подвижные игры: «Найди свою букву в кругу», «Составь слог», «Найди картинку на букву», «Сколько слогов?»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Школа».
Беседы: «Чему учат в школе», «О школе», «Как хорошо уметь читать», «Кто изобрел алфавит»
Заключительный, обобщающий этап.
• Проведение мониторинга детей, после работы проекта.
• Оформление книги-азбуки на групповых занятиях;
• Оформление выставки в группе «Моя необычная буква» - выполнение: ребенок-родитель.
• Закрепление детьми знаний букв русского алфавита и правильного графического их написания.
• Расширение знаний родителей о этапе подготовки детей к обучению грамоте.
• Гармонизация детско-родительских отношений.
• Подведение итогов проекта «Мир звуков и букв», обобщение результатов работы.