Наталья Куштова
«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум в старшей группе
компенсирующей направленности «Пчелки»
на тему «В мире звуков и слов»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования фонематического восприятия у детей.
Предварительная работа: объявление о предстоящем собрании с указанием даты, времени, темой, детьми изготовлены индивидуальные пригласительные, оформлена папка - передвижка с консультацией учителя - логопеда, организована библиотека для родителей, картотека игр, дидактические игры.
Ход:
Предлагаем родителям встать в круг на ковре.
Публикация «„В мире звуков и слов“, Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Игра «Да – нет»
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Теория «Обучение детей фонематическому анализу слов».
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов. Для этого ребенку необходимо усвоить звуко - слоговое строение слов речи и обозначение звуков буквами.
Фонематический анализ слова – это установление последовательности звуков с их качественными особенностями.
Фонематический анализ слова включает:
• определение количества слогов;
• ударного и безударного слога;
• состава звуков в слове: гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие);
• порядок следования звуков.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
• развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов;
• развитие умения разделять слова на звуки;
• развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
• развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Данный вид работы очень труден для детей, особенно имеющих недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».
И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, определить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли по силам дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками
- звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки);
- синтеза (соединение звуковых элементов в единое целое).
И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.
Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии.
Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.
Слияние звуков, материализованных с помощью фишек, есть моделирование чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.
Игра «Назови лишний звук»
А теперь от теории перейдем к практике. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишний звук». Я вам буду называть подряд несколько звуков, а вы услышав лишний звук хлопните в ладоши и обоснуйте почему он лишний, «А-О-Т-И», «У-П-Б-Н», «П-Б-Нь-Р» и т. д.
Посмотрите, как в эту игру играют дети.
Показ видеозаписи.
Игра «Красный, зеленый, синий»
У каждого из вас лежат обозначения гласных, твердых согласных и мягких согласных звуков. Я буду называть разные слова. Если первый звук в слове гласный, вы поднимаете красную фишку, если твердый согласный - синюю фишку, если мягкий согласный - зеленую (арбуз, стол, машина, иголка, утюг, кит, рука, дом, облако, кирпич).
А теперь давайте посмотрим, как в эту игру играют наши дети.
Показ видеозаписи.
Игра «Ушки на макушке»
Предлагаю следующую игру провести в круге. Она называется «Ушки на макушке». Я буду много раз называть одно и то же слово и, когда я заменю один звук в слове на другой. Вы хлопните в ладоши. (шар шар. жар, мак мак. рак, стол стол. стул, рак рак. лак, сын сын. сыр, коза коза. коса, ночь ночь. дочь).
А теперь посмотрите, как в эту игру играют наши дети.
Показ видеозаписи.
Игра «Магазин»
Есть у нас для вас еще одна игра «Магазин». Но необычный магазин. В нем надо расплачиваться за преобретенный товар не деньгами, а первым звуком слова. (барабан, матрешка, указка, карандаши, телефон, игра, сито, зеркало, ананас, гитара).
Посмотрите, как в эту игру играют дети.
Показ видеозаписи.
Рефлексия «Все у меня в руках»
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал (а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Мне не понравилось.
Предложить озвучить свои ответы (Большой палец один родитель, указательный другой и т. д.)
Игра «Магазин»
Библиотека для родителей
Дидактические игры