Анна Корж
Проект «Мир звуков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»(Подготовительная группа № 10 «Петушок»)
Над проектом работали воспитатели
Тип проекта : информационно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель и медицинская сестра.
Публикация «Проект „Мир звуков“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Актуальность проекта : Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Интеллектуальное развитие неразрывно связано с развитием любознательности, познавательных интересов. Детская любознательность - это толчок для познания окружающего мира. Важно не дать этому стремлению угаснуть. Необходимо создавать условия для активного взаимодействия ребёнка с миром. Таким образом, мы решили начать работу по развитию у детей представлений об основных физических явлениях, а именно о таком физическом явлении как звук. Ведь окружающий нас мир звуков удивителен.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»
Гипотеза: Свойства звука можно использовать в игре.
Цель проекта : Способствовать развитию у детей представлений о физических явлениях окружающего мира. Познакомить детей с явлением - звук.
Задачи:
1. Определить причины возникновения звука.
2. Определить источники происхождения звука.
3. Определить характеристику звука.
4. Изучить свойства звука : как сделать звук громче, тише.
5. Изучить способы передачи и приёма звука.
6. Способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.
7. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
8. Использовать полученные знания в играх.
9. Обогащать и систематизировать познавательный опыт детей.
10. Привлечь родителей к работе над проектом.
Объект исследования : явление - звук.
Предмет исследования – использование знаний о звуке в игровой деятельности.
Срок реализации проекта : январь - февраль.
Методы и приемы: беседы, работа с литературой. просмотр видео фильмов, просматривание иллюстраций, наблюдение, эксперимент, творческая работа,
практический метод (изготовление звучащих игрушек).
План работы:
1. Сбор информации: беседы со взрослыми, чтение литературы, просмотр видеофильма, использование интернета, рассматривание иллюстраций.
2. Прослушивание в аудиозаписи звуков природы, улицы, музыкальных произведений и т. д.
3. Исследовательская деятельность: опыты, эксперименты.
4. Изготовление самодельных звучащих игрушек.
5. Использование полученных знаний в играх.
6. Подведение итогов, выводы.
7. Презентация проекта.
Планируемые результаты:
• Вызвать у детей интерес к физическому явлению - звук.
• Развить у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникационные навыки.
• Развить умение сравнивать различные звуки, определять их источник; выдвигать гипотезы, самостоятельно решать их.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы:
1. Теоретический.
• Обсуждение цели и задач проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Расширение представления детей о физическом явлении звук.
• Сбор информации: беседы со взрослыми, чтение литературы, просмотр видеофильма, использование интернета, рассматривание иллюстраций; прослушивание в аудиозаписи звуков природы, улицы, музыкальных произведений и т. д.
Создан уголок экспериментирования «Почемучка» :
- Материалы для ознакомления с их свойствами
- Оборудование для экспериментов: разнообразные сосуды, ёмкости, бросовый природный материал, предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, ткань, бумага и т. д.)
- Познавательная литература
Проведены беседы воспитателя на темы: «Как возникает звук?», «Звуки и шумы», «Что такое эхо и как оно появляется», «Как мы слышим различные звуки», «Звуки вокруг нас».
Проведена беседа медсестры на тему: «Почему и как надо беречь уши?».
Прочитаны произведения по теме проекта : «Ужасно скрипучая дверь» Е. Клюев; «Сказочная страна» Т. Рождественская; «Заколдованная буква» В. Драгунский; «Легенда об эхе»; «Весенние ручьи», «Крылатые песни», «Тетеревиные ноты», «Певица», «Барабанщица», «Все хотят петь» Н. Сладков и т. д.
Подобраны загадки о различных музыкальных инструментах:
Этот инструмент
Зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале (гитара)
Всем известна на Руси
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она – любовь страны (Балалайка)
Прослушаны аудиозаписи голосов птиц, звуков улицы, природы и т. д.
Прослушали аудиозаписи различных музыкальных произведений: Е. Тиличеева «Дождик», В. Мурадели «Дятел», Э. Григ «Ручеёк», П. Чайковский «Жаворонок» и т. д.
Прослушано звучание различных музыкальных инструментов.
Проведены занятия: «Где живёт эхо», «Путешествие в страну звуков».
2. Практический.
• Наблюдение за объектами живой и неживой природы, издающими различные звуки (проезжающая машина, чирикающий воробей, лающая собака, скрипнувшая дверь, шум ветра и т. д.).
• Создание плаката «Звуки живой и неживой природы» (совместно с родителями).
• Проведение опытов и экспериментов.
• Создание картотеки «Мир звуков».
• Изготовление совместно с родителями самодельных звучащих игрушек.
• Выставка самодельных игрушек.
• Создание мини-музея «Звучащие игрушки».
• Тематическая выставка детских работ «Любимые музыкальные инструменты моей семьи» (совместно с родителями).
• Разработка и накопление методических материалов.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми изготовили самодельные звучащие игрушки: пищалки, гремелки, шумелки, шуршалки и т. д. В работе использовали различный бросовый и природный материал: пластиковые бутылочки; тетра- паки от сока; картонные коробки, резинки, пуговицы, скрепкти, вата, орехи, горох, фасоль и т. д.
Детям совместно с родителями было предложено оформить плакат: «Звуки живой и неживой природы» и принять участие в творческой выставке рисунков «Любимые музыкальные инструменты моей семьи».
А также были проведены игры-викторины: «Музыкальные и не музыкальные звуки», «Звуки природы, дома, улицы».
Проводились дидактические игры: «Создай свою мелодию», «Слушать, слышать и угадывать», «Угадай что шумит», «Звуковые эффекты», «Узнай по голосу», «Необычная песенка», «Угадай, на чём играю» и др.
Совместно с родителями подобрали необходимую для проекта литературу.
Был создан мини-музей «Звучащие игрушки», активное участие в организации которого приняли родители.
Провели различные опыты и эксперименты:
Возникновение звука
Распространение звука
Звуки могут иметь разную силу звучания
Как усилить звук
Предметы помощники для усиления звука
Передача звука на расстояние
Танцующий песок и др.
Создана картотека игр «Мир звуков».
Создан словарик юного эколога.
Организован концерт «Оркестр забавных инструментов».
Были придуманы инсценировки с использованием различных шумовых эффектов.
3. Заключительный этап.
• Подведение результатов и выводов.
• Презентация проекта.
В результате проекта дети узнали о возникновении звука (дрожащие предметы); о том, что звуки имеют различные источники происхождения. Мы изучили характеристику звука, его свойства, способы передачи и приёма.
Работа по ознакомлению с таким физическим явлением как звук способствовала :
Умственному развитию дошкольников
Обогащению познавательной сферы
Развитию у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности
Развитию общения (коммуникативных навыков)
Развитие у детей умения извлекать звуки из различных источников
Была отмечена заинтересованность и активное участие родителей в работе над проектом : в изготовлении шумовых игрушек, в выставках, в создании плаката, подборе литературы и др.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, делятся полученными знаниями со сверстниками.
Продукты проекта :
• Самодельные звучащие игрушки
• Плакат «Звуки живой и неживой природы»
• Мини-музей «Звучащие игрушки»
• Картотека игр «Мир звуков»
• Тематическая выставка рисунков «Любимые музыкальные инструменты моей семьи»
• Словарик юный эколог
• Подборка литературы
Литература:
1. «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
2. «Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира» (перевод с английского Динары Селивёрстовой).
3. «Умные занятия» Евгения Синицына.
4. https://www.o.detstve.ru
5. www.krugosvet.com