Светлана Окружко
Проект в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей
О. О. «Познавательное развитие», О. О. «Художественно-эстетическое развитие», О. О. «Физическое развитие», О. О. «Речевое развитие», О. О. «Социально -коммуникативное развитие».
Возраст детей: средняя группа
Тип проекта : информационно-ориентированный.
Публикация «Проект в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : групповой.
Срок реализации проекта : Краткосрочный – одна неделя.
Актуальность проекта : В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о птицах;
- расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
-воспитывать любознательность, сочувствие.
Инновационные технологии: проектная деятельность.
I этап – Организационно-подготовительный
- Определение темы исходя из интереса и знаний детей.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактическим материалом.
2этап: Планирование
Разговор «Птичья столовая»
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Наблюдение за воробьями во время прогулки. Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Дидактическая игра «Кто как кричит?», «Где спряталась птичка», «Четвертый лишний», «Сосчитай птиц», «Чья тень», «Чей хвост. Клюв». Учить различать зимующих птиц по голосам.
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой» воспитать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах.
Художественно – эстетическое развитие Лепка «Птицы»
Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Аппликация «Снегири».
показать детям как составлять аппликацию в виде птицы; - закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - закрепить умение аккуратного пользования клеем; - развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Рисование «Снегиря»
Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика снегиря и синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки.
Настольный театр. Игра – инсценировка «Узнай птицу», «Птичий теремок» Развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин и фотографий.
Просмотр презентации «Зимующие птицы» Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.
Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». Составление рассказа на тему «Зимующие птицы» по плану. Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке» Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», «Умная птичка». Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Познавательное развитие НОД по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
Закрепить понятие «зимующие» птицы; Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Викторина «Зимующие птицы» Формирование отношения детей к природе, как её защитников, помощников.
Физическое развитие Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц». «Кот и птички». Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Работа с родителями Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"» Наглядная пропаганда.
Консультация по теме «Зимующие птицы». Дать рекомендации родителям по проведению совместной деятельности с детьми по тематике «Зимующие птицы».
Изготовление эко-кормушки. Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц.
Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
III этап – Заключительный
Оформление результата в виде презентации:
а) выставка детских работ;
б) изготовление эко-кормушек;
в) изготовление лепбука;
Выводы: В проекте приняли участие : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников. На участке ДОУ было развешано 8 эко-кормушек (изготовленных самими детьми из теста и корма, шишек, изготовленных родителями из различных материалов кормушки 5 штук: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был принесен родителями, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы ( например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки, благодаря чему узнали и увидели, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Мастер-класс по изготовлению эко-кормушки для зимующих птиц
Зимой особенно тяжело приходится нашим пернатым друзьям. В наших силах помочь птицам перезимовать, ведь они нуждаются в нашем внимании и заботе. По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому и необходимо мастерить кормушки и организовывать подкормку. Кормушки можно изготовить своими руками из различных подручных материалов. Я хочу предложить для
вас наиболее доступный способ, который очень понравится как детям, так и родителям.
Для изготовления эко кормушки вам потребуется: мука и холодная вода для клеящей основы; смесь семян (можно купить готовый корм для птиц); можно ягоды рябины, калины или клюквы; глубокая миска; венчик для смешивания; шишки, также можно формочки для теста; любая тесьма.
1. Насыпаем в глубокую миску муку, добавляем холодную воду.
2. Тщательно размешиваем содержимое до консистенции густой сметаны.
3. Добавляем семена и перемешиваем.
4. Добавляем ягоды и снова перемешиваем до однородной массы.
5. Разложить полученную массу по формочкам и тщательно утрамбовать. Можно не использовать формочки. А втереть получившуюся смесь в обыкновенные сосновые шишки. Что мы и сделали.
6. Далее дело фантазии – вы можете украсить заготовки любыми семенами или ягодами.
7. Кладем наши кормушки на 2-3 часа в прохладное место, затем продеваем веревочки. Советую не пересушивать кормушки, так как они становятся твердыми, и птицам нелегко приходится добывать семена.
8. Развешиваем готовые кормушки на ветки деревьев. Приятного аппетита, птички!
Лепбук "Зимующие птицы"
Викторина
Для детей 4-5 лет
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Формирование отношения детей к природе, как её защитников, помощников.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Закреплять представления детей о зимующих птицах : их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
- Развивать способность узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
- Формировать способность анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развитие поисковой деятельности.
ОО «Речевое развитие»
- Совершенствовать способность отгадывать загадки.
- Пополнение и активизация словаря детей.
ОО «Социально- коммуникативное развитие»
- Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой.
- Развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой.
- Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, умение подчиняться коллективу.
Предварительная работа:
Проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей, беседы по теме.
Оборудование: иллюстрации, изображающие различных птиц.
Ход деятельности:
Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, все то что неизвестно».
Воспитатель: Мы начинаем игру «Почемучки». В ней участвуют две команды: «Снегири» и команда «Синицы»
- Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.
Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будут «Зимующие птицы».
Вы готовы к первому заданию?
Первое задание – разминка.
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске.
1. Угадайте, что за птица?
- Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – летит в дупло. (Сова)
- Скачет по дорожке, собирает крошки,
Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей)
-Доклевав рябины кисть, красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет! Кто назвать её сумеет? (Снегирь)
- На кормушку к нам зимой прилетает птица.
С жёлтой грудкой пуховой - шустрая (синица).
- Непоседа птица эта, одного с березой цвета,
громко так стрекочет, рассказать нам что-то хочет. (Сорока)
- Кто присел на толстый сук, и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (дятел)
- Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябину прилетает к нам опять? (Снегирь)
- Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает:«Тень – тень! Как прекрасен этот день!» (синица)
Воспитатель: Разминка прошла удачно. Переходим к следующему заданию.
2 .Теперь, дорогие почемучки, посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц. По ее части вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили.
Воспитатель задает наводящие вопросы каждой команде:
- Чей это клюв?
- Чей это хвост?
- У какой птицы грудка такого цвета?
3. Следующее задание сложнее. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами птицы и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны. Кто же здесь лишний?
4. Следующий тур «художественный». На каждой из этих картинок художник забыл нарисовать какую-то часть тела птицы. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник, и дорисуйте ее.
5. Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду. И наш следующий конкурс называется: «Кого чем угостим». Вам надо к каждой птице приложить ее любимую еду.
6. Последнее задание, которое вам предстоит выполнить, называется так: «Найди, сосчитай и назови птиц на этой картинке».
Оценка результата викторины: сформированность представлений детей о разнообразии птиц нашего края.