Алла Бикмаева
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый практико - значимый проект
Тема: «Зимующие птицы»
по курсу учебного модуля «Новые подходы к организации образовательного процесса с дошкольниками в соответствии с ФГОС
дошкольного образования».
Содержание
Введение …3
I. Основная часть. Теоретическое обоснование итогового практико-значимого проекта по теме : «Зимующие птицы»…. …. …. 4
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
II. Практическая часть…. 7
Заключение….12
Список литературы …. …13
Приложение
Введение
В современных условиях проблема экологического воспитания дошко-льников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки. Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах.
Цель - расширить знания о птицах родного края, их образе жизни и по-ведении, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям через проект-ную деятельность.
Задачи проекта :
- провести наблюдения за птицами нашего края осенью;
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе оз-накомления с повадками птиц, используя детскую проектную деятельность;
- вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Практическая значимость:
- Участниками проекта являются дети (5-6 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных и зимующих птиц.
- Развитие у детей любознательности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
- Проект может использоваться учителем-логопедом и воспитателями старшей группы.
I. Основная часть. Теоретическое обоснование итогового практико-значимого проекта «Зимующие птицы.
Наиболее эффективным способом организации образовательно-воспитательной деятельности является проектный метод, стержнем которого является исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Важные особенности проектной деятельности - непосредственная связать с повседневной жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Учебная проектная деятельность это как бы «проект в проекте». Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников. Таким образом, педагогу необходимо сформулировать и отразить в планировании воспитательно-образовательной работы не только обучающую, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети. Это определяет выбор личностно значимых содержания и форм работы в рамках учебного проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.
При решении различных образовательных задач может интегрироваться не только содержание образовательных областей, но различные формы и методы организации взаимодействия детей и взрослых, используемые для освоения дошкольниками необходимых знаний и компетенций. В рамках определенной темы происходит их интеграция, взаимопроникновение. Так обучающие или проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры.
Организация проектной деятельности помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном итоге развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Большинство современных детей редко общается с природой. У них недостаточно знаний о птицах родного края, они путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей не развито чувство заботы о птицах.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание уз-навать новые факты их жизни, научить заботиться, оказывать им помощь в холодное время года.
Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представ-ления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и хо-лодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
II. Практическая часть.
Тип проекта : информационно-творческий, краткосрочный (2 недели, групповой.
Этапы проекта :
I этап – Организационный.
- Определение темы, исходя из интереса детей, задач и механизмов реа-лизации проекта;
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме;
- Изучение познавательной, художественной и методической литерату-ры по теме проекта;
- Подготовка оборудования для реализации проекта, подборка игр для детей старшего дошкольного возраста;
- Подготовка совместно с родителями сообщения о птицах;
- Изготовление опорных карточек с изображением птиц, оформления календаря наблюдений за птицами.
- Подборка серии мультфильмов о птицах
II этап – Содержательный.
-Создание развивающей среды: оформление книжного уголка (подборка книг о птицах, оформление альбома зимующие птицы, оформление картотеки загадок, стихов о птицах, папка-передвижка «Зимующие птицы нашего края».
-Практические (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и по-знавательные занятия с детьми, просмотр мультфильмов.
- Совместная деятельность с детьми: рассматривание картин и иллюст-раций с изображение зимующих и перелетных птиц, наблюдения, беседы о зимующих птицах, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, проведение дидактических и подвижных игр.
- Самостоятельная деятельность детей: защита сообщений о зимующихптицах (детский проект, раскрашивание раскрасок, настольные и дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Взаимодействие с родителями: пополнение уголка экспериментирования, книжного и игрового уголка, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, изготовление и развешивание кормушек.
- Акция «Покормите птиц зимой»
III этап – Результативный.
- Выпуск экологического плаката «Накормите птиц!»
- Викторина «Кто больше знает о птицах»
- Презентация проекта (для детей и взрослых)
Участники проекта : дети (5 – 6 лет, педагоги и родители.
Ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и на добровольной основе вовлекаются родители. Дошкольник еще не может быть автором, организатором проект-ной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения по-ставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформлением альбомов, плакатов, рисованием, лепкой.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» : Формировать у детей бе-режное отношение к природе, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
«Познавательное развитие» : Формировать и совершенствовать знания детей о зимующих и перелетных птицах. Расширять кругозор детей, разви-вать любознательность и познавательную мотивацию.
«Речевое развитие» : Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарный запас.
«Художественно-эстетическое развитие» : Развивать эмоциональные от-зывы детей на литературные произведения, интерес к ним. Развивать эстети-ческое восприятие образа птиц и умение передавать увиденное в рисовании, поделках. Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельности. Вызывать желание создавать коллективные композиции.
«Физическое развитие» : Побуждать детей к двигательной активности. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентироваться в про-странстве во время проведения подвижных игр.
Календарно – тематическое планирование.
21.11.
1. Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций и книг, заучивание стихов, отгадывания загадок о животных.
Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах : их многообразии, внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении.
2. Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.
Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
22.11.
Наблюдение за птицами на прогулке.
Цель: учить правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.
23.11.
Изготовление шапочек и костюмов, изображающих диких животных, подготовка детьми совместно с родителями сообщений о животных, дидак-тическая игра «Узнай птицу по описанию».
Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам, поддержать интерес детей к изучению диких животных; привлечь родителей воспитанников к участию в проекте.
24.11.
Подготовка к викторине: заучивание стихотворений о птицах.
Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонацион-ную выразительность речи.
25.11.
1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Цель: закреплять умение детей группировать и классифицировать до-машних и перелётных птиц.
2. Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку в лес или парк с целью: наблюдения за разными птицами, их поведением; сбора природного материала (шишки, листья, семена растений).
28.11.
1. Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал».
Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
2. Дидактическая игра «Какая птица?» с использованием наглядного материала.
Цель: закрепить знания о перелётных и домашних птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.
29.11.
1. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Цель: учить понимать образный смысл загадок.
2. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: создать настроение, развивать выразительность пантомимики.
30.11.
Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.
Цель: развивать вариативность мышления, воспитывать чувство сопри-частности и любви к окружающей природе.
01.12.
Выпуск экологического плаката «Накормите птиц!»
Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей делать выводы и умозаключения.
02.12.
Викторина «Кто больше знает о птицах».
Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.
Заключение.
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и по-знавательной для всех участников.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, при-несли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме, участво-вали в викторине.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки, поисковая деятельность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, фо-тографиями, иллюстрациями, конспектами, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании по-мощи птицам в трудных зимних условиях.
Список литературы
1. Вахрушев А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг. [Текст]/А. А. Вахру-шев. - М., 2012 г.
2. Горьканова А. Н. Перелётные и зимующие птицы России. [Текст]/А. Н. Горьканова. - М., 2014 г.
3. Лучич М. В. Детям о природе. [Текст]/М. В. Лучич. М., 2013 г.
4. Макеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. [Текст] / Е. В. Макеева. – В., 2013 г.
5. Тимофеева И. Л. Планирование образовательной деятельности дошкольников. [Текст]/И. Л. Тимофеева – М., 2012 г.