ирина захаренкова
Проект «Семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Проект «Семья» в старшей группе
Подготовила: воспитатель Захаренкова Ирина Викторовна 2024г,МБДОУ "Детский сад №16 комбинированного вида" г. Великие Луки
Актуальность: в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Ребенок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Публикация «Проект „Семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Идея проекта: Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Новизна проекта: заключается в системе организации усвоения детьми знаний об истории развития семьи, рода и значении семейного герба, тем самым предоставляя им возможность узнать и понять самих себя. Сказать об этом можно словами китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Тип проекта: групповой; познавательно-исследовательский
Вид проекта: среднесрочный (3 недели).
Цель: формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи: 1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношениях посредством изучения семейных традиций и создания, совместно с родителями, альбомов «Моя семья»» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
I этап – подготовительный.
1. Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?», «Что бы вы хотели
узнать?», «Где мы это узнаем?». Фиксируем все ответы детей.
2. Составление перспективного плана мероприятий. План-паутинка
3. Создание необходимых условий для реализации проекта и размещение необходимых материалов по центрам. (Доска выбора).
4. Составление азбуки проекта
5. Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми;
6. Подбор художественной литературы по теме;
7. Подборка материала для изобразительной деятельности;
8. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»;
II этап – основной (практический).
1. Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Разработка консультаций для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
3. Создание альбома «Моя семья» с фотографиями и гербом семьи.
4. Выставка детских рисунков «Моя семья».
5. Дидактические игры
6. Художественная деятельность
7. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Строим дом»,
«Дочки-матери», «День рождения», «Маленькие помощники».
Строительная игра «Дом для моей семьи».
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
Познавательное развитие
Тематические беседы:
«Какой я?», «Мы разные», «Моя семья»,
«Что означают наши имена?» «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»;
Дидактические игры:
«Чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии», «Инструменты»,
«Если я тебе» «Кто главный?», «Кого как зовут?»; «Что делает мама?» «Назови ласково» "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», ««Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Речевое развитие
Составление рассказов: «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка».
«Выходной день в моей семье»,
«Как я помогаю дома»;
Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Кошкин дом»; сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди», «Айога», рассказы Л. Н. Толстого; «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Как Вовка бабушек выручил»; стихи, пословицы, поговорки.
Разучивание стихов «Семья»,О. Чусовитина «Самый лучший!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», загадывание загадок, словотворчество;
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на темы:
«Моя мама», «Моя семья», «Бусы для мамы», раскраски «Семья», «Мамин портрет»,
Аппликация: «Дом для нашей семьи».
Музыкальное развитие:
Песня «Гимн семьи», «Больше всех я люблю мамочку мою», «Без бабушки не испечь оладушки», «Все улыбки, мама, тебе»
Физическое развитие
Физминутки «Кто живет у нас в квартире?», подвижные игры «Дедушка сапожник»,«Бабушка, распутай нас!», веселые эстафеты.
III этап - заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Моя семья».
Предварительная работа: Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой»; Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом»; Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму»; Беседы на тему «Моя семья».
Оборудование: Картинки на тему: «Семья»; проектор с презентацией.
Результат проекта: за время реализации проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношениях посредством изучения семейных традиций и создания, совместно с родителями, альбомов «Моя семья»» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Продукт проекта: Презентация альбомов, созданных воспитанниками совместно с родителями на тему «Моя семья», выставка рисунков, творческие рассказы на тему «Моя мама», «Мой папа» «Мой дедушка» «Моя бабушка», рисунки детей, дидактические игры, фотографии досугов.
Достигнутые результаты:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Используемая литература
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет».