Елена Белослудцева
Совместный проект педагогов, родителей и детей старшей логопедической группы «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект педагогов, родителей и детей старшей логопедической группы: «Моя семья»
Характеристика проекта:
Тип проекта: социально-правовой, информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта: 5 недель (февраль, март)
Предмет проекта: семьи воспитанников старшей группы компенсирующей направленности
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Объект проекта: образовательная деятельность, направленная на возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания и закрепление связей между членами семьи разных поколений
Участники: учитель-логопед, воспитатели, воспитатель физ. воспитанию дети старшей логопедической группы, родители
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
1. Взаимодействие детского сада с родителями обеспечивает преемственность воспитания в семье и детском саду, позволяет повысить правовые знания детей и родителей, и как следствие, развивать положительные взаимоотношения между ними – в этом и состоит практическая значимость проекта.
2. Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л. В. Выготского и Д. Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность проекта - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
3. Проект «Моя семья» позволяет познакомить детей с правом жить и воспитываться в семье (правом знать своих родителей, правом на заботу родителей, о равноправии в семье)
Цель проекта: Формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность к себе через любовь, уважение к своей семье, умение анализировать поступки, чувства, мысли.
Задачи проекта:
Коррекционно - образовательные:
- Познакомить детей с правом ребенка воспитываться в семье, на любовь, заботу своих родителей,
- Формировать умение правильно называть членов семьи. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Побуждать детей внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.
Коррекционно - развивающие:
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Развивать связную речь.
Коррекционно - воспитательные:
- Прививать уважение к труду родителей, желание помогать взрослым членам семьи.
- Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей
- усвоение ключевых понятий закон, право, правонарушение.
- осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
- пробуждение чувства радости и гордости за свою семью; чуткого отношения к близким людям, к своей семье, выражающееся в повседневной заботе о них;
У родителей
- повысится уровень правовой культуры родителей
- познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по охране прав детей
- сформируется осознанная ответственность семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимость создания в семье взаимоотношений, основанных на понимание, заботе, ненасильственных способах общения,
- возрождение и сохранение семейных традиций;
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- создадут игровую среду по правовому воспитанию.
- содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
- разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдение.
Наглядные: репродукции картин, фотографии, мультимедийные презентации, энциклопедии, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, модели.
Словесные: беседы, рассказ, упражнения, чтение художественной литературы.
Практические: игры-драматизации, сюжетно ролевые игры, анализ и решение конфликтных, проблемных ситуаций, творческая деятельность
Формы работы с детьми и родителями:
Непосредственно-образовательная деятельность, выставки, конкурсы, развлечения, библиотека для родителей, круглый стол, родительские собрания, консультации, родительские уголки, памятки, буклеты.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое обеспечение:дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы, учитель-логопед, воспитатель по физ. воспитанию
Информационное обеспечение: иллюстрации, фотографии, репродукции, проспекты, видео презентации
Материально-техническое обеспечение: аудио записи, мультимедийное оборудование, магнитофон.
Социальное окружение: семьи воспитанников, группа детского сада, детская библиотека.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный (одна неделя февраля, ориентировочно 10.02-14.02)
Деятельность педагогов:
- НОД «Кто нас защитит?» Информационный стенд «Защитим детей вместе»
- НОД: «Право жить и воспитываться в семье»
- Информация для родителей: «Декларация о правах ребёнка»
- Введение в тему с помощью модели трёх вопросов
- Подготовка бесед, занятий с детьми, консультаций с родителями.
- Подбор литературно-поэтических произведений о семье, подбор пословиц и поговорок.
- Изучение методической литературы по проблеме сохранения семейных традиций.
- Подбор репродукций картин, открыток, фотографий о семье
- Подбор музыкальных произведений: песен о маме, папе, бабушке, дедушке…
- Беседы и анкетирование родителей на предмет важности проекта
Деятельность воспитанников:
- Ответы на вопросы педагога
- Прослушивание, заучивание стихов
- Подбор совместно с родителями пословиц и поговорок о семье
- Рассматривание репродукции картин совместно с педагогом, обсуждение
- Прослушивание, обсуждение музыкального материала
Деятельность родителей:
- Оказание помощи в организации выставки книг о семье
- Участие в организации выставки репродукций картин о семье
- Оказание помощи в подборе аудиозаписей
- Заполнение анкеты
Результат:
- Организация библиотеки для родителей по проблеме защиты прав детей
- Закрепление знаний детей о том, что у каждого человека есть права и обязанности
- Выбор проекта
- Оформление книжной выставки
- Организация выставки репродукций картин
- Создание аудиофонотеки
- Анализ результатов анкетирования
2 этап. Основной (3 недели, ориентировочно 17.02-7.03)
Деятельность педагогов:
- Чтение детям художественной литературы (О. Осеева «Сыновья», «Мальчик – с пальчик». Чтение стихов: «Мой папа – военный» Г. Лагздынь)
- Проведение с детьми бесед о Российской армии, о защитниках нашей Родины; рассматривание картинок о родах войск.
- Беседа «Мой папа защитник Отечества»
- Рассматривание армейских альбомов, фотографий
- Спортивный досуг “Наши защитники” (проводит руководитель по физ. воспитанию)
- Чтение художественной литературы (Н. Артюхова «Трудный вечер», О. Высотская «Мой брат уехал за границу», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю»)
- Знакомство с устным народным творчеством.
- Разучивание пословиц о доме, близких.
- Беседы: «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», «Реликвии, которыми мы дорожим».
- НОД: «Семья - это семь я»; НОД по сказке «Снежная королева»: «Ребенок не может быть разлучён с родителями»
- Консультация для родителей: «Знакомим ребёнка с историей семьи»
- Консультация для родителей: «Родословная – старинная русская традиция»
- Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению)
- Индивидуальные беседы: «Я – человек», вырезывание отпечатка ладошки ребёнка, знания о себе
- Рассказ воспитателя о международном женском дне «Мамочка любимая»
- НОД «Кукушка» (сказки народов севера): «Равноправие в семье»
- НОД “Подарок маме”
- Составление рассказов: «Моя мама самая лучшая»
- Подготовка к празднику 8 марта
Деятельность воспитанников:
- Участие в беседах о прочитанном. Заучивание стихов, поговорок
- Составление рассказа совместно с родителями: «Мой папа в армии».
- Рисование «Солдат на посту», «Моя любимая мама»
- Конструирование «Самолеты». Лепка «Танк»
- Музыка: Прослушивание песен на военную тему «Катюша», «У солдата выходной», «Первым делом самолеты», «Аты - баты»
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Как мы помогаем родным», «Кто ты для…», «У кого сегодня день рождения?». Упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…» др.
- Подвижные игры: «Летчики на аэродроме», «Через болото»
- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Семья»; «Дом»; «День рождения»
- Строительные игры: «Дом для кукол»; «Мебель для дома»
- Пальчиковые игры: «Сегодня праздник всех отцов», «Моя семья»
- Согласование речи с движением: «Будем в армии служить», «Устала наша бабушка». «Брату впору башмаки»
- Изготовление подарков папам и дедушкам, мамам
- Участие вместе с папами в спортивном развлечении, с мамами в празднике 8 Марта
- Составление рассказов с помощью воспитателей «Моя мама самая лучшая»
- Заучивание стихов, песен к развлечениям и праздникам
Деятельность родителей:
- Составление совместных с детьми рассказов: «Мой папа в Армии» с предоставлением фотографий - Участие отцов в спортивном развлечении - Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье (О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка», З. Александрова «Посидим в тишине» и др.)
Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев «Цветик-семицветик», р. н. с. «Снегурочка», «Морозко» и другие).
- Разучивание пословиц и поговорок о семье
- Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
- Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
- Составление таблиц-схем «Моя родословная».
- Предоставление работ: «Увлечения моей семьи»
- Представление фотографий мамы из семейных архивов
- Участие в празднике
Результат:
- Организация фотовыставки «Папы в Армии»
- Выставки рисунков «Солдаты на посту», «Моя любимая мама», выставка рисунков по прочитанным произведениям
- Вручение подарков папе, маме
-Оформление выставок: «Семейный альбом» (на основе семейных фотографий и рассказов детей, «Генеалогическое древо моей семьи», «Увлечения моей семьи», мини-музей старинных предметов домашнего обихода
- Оформление праздничного коллажа «Наши мамы лучшие на свете»
- Музыкальный праздник “8 Марта”
3 этап. Заключительный (одна неделя марта, ориентировочно 11.03-14.03)
Деятельность педагогов:
- Разработка и организация совместного собрания: «Семейные встречи».
- Оформление альбома «Моя семья» по накопленному материалу
- Блиц-опрос родителей «Что запомнилось?»
Деятельность воспитанников:
Подготовка к собранию: разучивание стихов, песен.
Деятельность родителей:
Подбирают частушки, загадки о семье, готовят сценки. Заполнение анкеты, блиц-опроса
Результат:
Проведение совместного собрания «Семейные встречи»
Вручение альбомов на собрании
Обработка анкетных данных
Итоги проекта
- У детей сформированы представлений о своих правах в семье как важной составляющей формирования личности.
- Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.
- Повысилась степень участия родителей в воспитании своих детей
- В процессе работы над проектом педагоги более подробно изучили семьи воспитанников, познакомилась с особенностями семейного воспитания.
- Многие семьи активно участвовали в проведении мероприятий в детском саду. Оформили свою родословную, проявили творчество при работе над проектом
- По ходу проекта появились некоторые затруднения. В группе есть неполные семьи. У некоторых детей нет папы, они о нём ничего не знают. Не все родители, в силу различных обстоятельств (например: болезнь ребёнка) активно участвовали в реализации проекта.