Приложение МААМ

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» (39 фото)

Оксана Халеева
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение льна, изображение на иллюстрации); познакомить с изделиями из льна (полотенце, скатерть, салфетки). Познакомить с народной традицией украшения льняных изделий; рассмотреть вышитые изделия Владимирских, Шуйских вышивальщиц; украсить «полотенце» узорами из геометрических элементов, воспитывать у детей бережное отношение к вещам.

Темочки:

Предварительная работа: чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций, коробочка со льном, экскурсия к аптечному киоску, в «Русскую избу», слушание песни жаворонка.

Материалы и оборудование: коллекция «Лён», лоскутки льняных тканей, полотенце, скатерть, салфетки, бумага белая (серая) удлинённой формы (полотенце, полоска красной бумаги (для деталей орнамента, клей, кисть, ножницы, иллюстрации с изображением льна, тракторист пашет землю.

Ход занятия.

1-я часть. Беседа о льне.

Беседа:

-Какое время года идёт?

-Какие вечера наступили? (длинные).

Воспитатель рассказывает, что длинными вечерами, когда в поле работы нет, всё убрано, женщины, управившись с домашним хозяйством, брались за рукоделие.

-Из чего сделаны ткани? (из суровых ниток).

-Из чего делают нитки? (из растения, которое называется лён).

Дети рассматривают зёрна льна, трогают их на ощупь (скользкие, гладкие, маленькие, блестящие, продолговатые, тёмные (коричневые).

Фото «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
Проект - фото
Фото №1 Ненила льняница льняные смотрины Фото №2 Программные задачи познакомить детей со льном семена растение лён цветение льна изображение на иллюстрации познакомить с изделиями из льна полотенце скатерть салфетки

Рассматривают иллюстрацию с изображением растения, рассматривают иллюстрации цветущего (голубого) поля.

Фото №3 Проекты проектная деятельность Календарь погоды и природы Народные промыслы игрушки прикладное творчество Народные промыслы Фото №4 Проекты Народные промыслы

-Где выращивают лён? (на поле).

-Кто ухаживает за льном? (люди). Тракторист вспахал землю, сбороновал – разбил её.

Воспитатель показывает картинку, как пашут поле.

Фото №5 Рисование Проекты проектная деятельность Русская народная культура фольклор Средняя группа Уголок природы и календарь наблюдений Экология природа Фото №6 Проекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка январь Предварительная работа чтение К

-Природа помогала расти льну? (солнышко грело, тучка – поливала водой, птички летали над полем, собирали насекомых, червяк рыхлил землю).

Дети рассматривают вышитые полотенца, скатерть, салфетки. Любуются красивым орнаментом.

Ушинского Как рубашка в поле выросла рассматривание иллюстраций коробочка со льном экскурсия к аптечному киоску в Русскую избу слушание песни жаворонка Проекты проектная деятельность изображением льна тракторист пашет землю Беседа Какое время года идёт Какие вечера наступили длинные Воспитатель рассказывает что длинными вечерами когда в поле работы нет всё убрано женщины управившись с домашним хозяйством брались за рукоделие Из чего сделаны ткани из суровых ниток

Воспитатель обьясняет некоторые элементы орнамента.

Дети сходили на экскурсию в «Русскую избу». Рассмотрели вышитые рушники, шторы.

Фото №7 Из чего делают нитки из растения которое называется лён Фото №8 Дети рассматривают зёрна льна трогают их на ощупь скользкие гладкие маленькие блестящие продолговатые тёмные коричневые Фото №9 Рассматривают иллюстрацию с изображением растения рассматривают иллюстрации цветущего голубого поля

Успели даже поиграть с куклами – пеленашками.

Фото №10 Где выращивают лён на поле

С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца, занавески и многое другое. Девушки из зажиточных и даже богатых семей вышиванием заполняли своё свободное время.

Фото №11 Кто ухаживает за льном люди

Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.

На горе-то стоит ёлочка,

Под горой стоит светёлочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке:

Шила девица приданое

Что приданое немалое.

Фото №12 Тракторист вспахал землю сбороновал разбил её

Истоки узорчатой сказки.

Основой строчевышивального промысла стали богатые народные традиции. Они формировались на протяжении столетий. Причудливыми орнаментами украшалась одежда, а также предметы быта. Вышивальщицы воплощали очень интересные и многообразные сюжеты вплоть до стилизованных фигур людей и животных. Всадники на конях, женщины в сарафанах, летящие птицы, сказочные деревья – всё это складывалось из множества ажурных квадратов. Виды швов тоже были очень разными. Узор составляется из отдельных квадратов – они причудливо группируются, в результате получаются разнообразные фигуры.

Фото №13 Воспитатель показывает картинку как пашут поле

Узоры могут быть как ажурными, так и достаточно плотными.

Фото №14 Природа помогала расти льну солнышко грело тучка поливала водой птички летали над полем собирали насекомых червяк рыхлил землю

У мастериц есть немало секретов. Работы лучших вышивальщиц пользовались большим спросом и нередко продавались в магазинах Москвы и Санкт – Петербурга. Популярны были изделия с растительными мотивами – розами и виноградными гроздьями. Промысел сформировался во второй половине 19 века. Первое предприятие по производству строчевышивальных изделий было открыто в селе Верхний Ландех. Основателем стал купец Николай Николаевич Елисеев.

Сейчас широко применяются швейные машины. Однако некоторые мастерицы продолжают вышивать вручную. Такая работа представляет собой особую ценность. Интересно, что испанская королева София приобрела вышитый жилет. Трудились над ним мастерицы из Шуи. Подобные изделия действительно производят впечатление королевской роскоши. Традиции продолжают сохраняться и развиваться. Квадрат за квадратом – и постепенно создаётся настоящая сказка из воздушных узоров.

Фото №15 Дети рассматривают вышитые полотенца скатерть салфетки

Воздушные, лёгкие орнаменты как будто сотканы из множества снежинок. Невольно вспоминаются морозные узоры на зимнем окне.

Фото №16 Любуются красивым орнаментом

Тонкие нити складываются в целые картины. Изысканные гирлянды и роскошные букеты из белоснежных цветов заполняют собой полотно. Такая ажурная вышивка получила название строчевой. Утончённые, грациозные композиции создаются умелыми руками мастериц из Ивановской области.

Фото №17 Воспитатель обьясняет некоторые элементы орнамента

Воспитатель предлагает детям тоже попытаться украсить полотенце красивым красным орнаментом.

Дети сходили на экскурсию в Русскую избу Рассмотрели вышитые рушники шторы Успели даже поиграть с куклами пеленашками С раннего детства девочки учились вышивать

Некоторые дети неправильно держат фломастер и им требуется моя помощь.

Фото №18 Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной так и в богатой семье Фото №19 Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое свадебный наряд выходную одежду постельное бельё скатерти полотенца занавески и многое другое Фото №20 Девушки из зажиточных и даже богатых семей вышиванием заполняли своё свободное время Фото №21 Такая работа считалась самой подходящей для женщины

По окончании работы воспитатель говорит детям, что сейчас устроим «смотрины», как было в старину в день Ненилы – льняницы, когда устраивали льняные смотрины. Дети выставляют свои работы, рассматривают их, каждый ребёнок говорит о своём узоре.

Фото №22 Любовное ласковое и очень уважительное отношение Фото №23 Народные промыслы Фото №24 Проекты народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях Фото №25 На горе то стоит ёлочка Под горой стоит светёлочка Фото №26 Во высоком новом тереме Во столовой новой горенке На дубовой новой лавочке Тут сидела красна девица Фото №27 Во левой руке держала пяличко Во правой руке иголочку
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой»Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Проект «Русский народный танец в детском саду» ПРОЕКТ для подготовительной (смешанной) группы «Русский народный танец в детском саду» Вид проекта: -Творческо-познавательный. -Интегрированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
Опубликовано: 27 января 2018 в 11:22
+395Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Халеева (УИ 601369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 135.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД