Оксана Халеева
Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчё т о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным искусством». Часть 1.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей – недостаточность знаний народных традиций, связанных с крестьянским календарём при ознакомлении с природой, которые могли бы оживить впечатления ранее увиденного и отразить их в изобразительно – прикладной деятельности.
Публикация «Фотоотчёт „Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» ноябрь 2017
Я хотела бы углубить знания дошкольников о том, что жизнь предков была тесно связана с жизнью природы и строилась на основе народного календаря. Поэтому данная работа направлена на развитие творческих способностей детей, формирование художественных навыков и умений в области цвета, графики и композиции на основе природных изображений.
Содержание проекта способствует более широкому развитию личности ребёнка в целом, его экологического сознания. Нетрадиционные подходы позволяют разнообразить и вдохновлять детей на творчество, развивать мелкую моторику рук, чувство прекрасного, совершенствовать психические функции; зрительное восприятие, представление память, мыслительные операции, воображение.
Суть воспитания ребёнка состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Поэтому использование в педагогической работе специально разработанного комплекса занятий даст возможность повысить уровень экологического развития детей 4-5 лет, обеспечить решение изобразительно – прикладных задач.
Интегрированные занятия развивают всесторонне гармонично развитую личность, тем самым позволяют решать обучающие и воспитательные задачи. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Взаимодействие с общественными организациями и учреждениями:
1. Краеведческий музей города Кулебаки
2. Общеобразовательная школа
3. Школа искусств
4. Музей авиации гарнизона
5. Музыкальная школа
6. Общий родительский комитет ДОУ № 34.
Планирование образовательного процесса построено по календарному принципу. В основу положен народный земледельческий календарь, поскольку именно природа испокон века диктовала человеку вид и род занятий на каждом отрезке времени; именно природными циклами была обусловлена трудовая, творческая деятельность человека.
В планировании педагогического процесса нашли отражение яркие даты земледельческого православного календаря, знаменательные события современности. Календарный принцип планирования занятий позволил мне вместе с детьми проследить ход событий годового круга.
11 сентября - Креститель Предтече. Святой Иван (Иоанн) почитался в народе целителем головных болей. Иван Предтече гонит за море птиц далеко – далече. Вначале идёт беседа о природе, о народных традициях, а затем дети выполняют на основе полученных знаний задание по изобразительной или прикладной деятельности. Это делает занятия более значимыми для детей, так как они знакомятся и с историей культуры, а эстетическое воспитание детей на них усиливает их экологическую направленность.
Огромное значение при организации работы играет эмоциональный настрой. Каждое занятие должно быть ярким, запоминающимся. Во-первых, сам педагог не имеет права быть равнодушным. Во-вторых, он должен настроить детей. Ведь только то, что удивило, поразило в детстве, запомнится надолго, навсегда. Все свои усилия педагог должен направить на то, чтобы научить детей замечать окружающую нас природу. Не проходить равнодушно мимо цветка или дерева, едва скользнув по нему глазами, а видеть мир таким, как видят его маленькие дети: интересным, заманчивым, неожиданным и полным тайн. Важно создать творческую атмосферу, поощрять инициативу и выдумку ребят.
Вместе с детьми мы создали коллективную композицию «До свидания, птицы!». Настюша акккуратненько закрасила круг – и получилось солнце!
Юле я объяснила как проводить прямую линию кистью не отрывая от бумаги.
Алиса вызвалась на помощь.
Женя закончила закат.
Журавли нам давались с трудом. Кисточка так и норовила выйти за контур.
Но Вика уверенно шла к цели.
Решили пойти другим путём… Взяли губку.
Софа быстро закончила работу.
А вот и наше «творение».
Известно, что осенью собирают с полей и огородов урожай: поспевает пшеница, рожь и другие зерновые. На Ивана Предтечу убирали репу. И в этот день я принесла в группу корзину с репой. Дети 4-5 лет вынимали репу из корзины, брали её в руки, гладили, нюхали, пытались пробовать на вкус.
Отметили, что репа тёмно-жёлтого цвета, гладкая и круглая. Обратили внимание на её маленький хвостик. Мною было предложено обхватить репу ладонями.
Дети отметили, что репа спряталась в одной ладошке, она маленькая и круглая. У других же детей репа спряталась в двух ладонях, репа оказалась большой.
Предложила отгадать загадку:
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка).
Рассказала детям о том, что репка вкусная, полезная и раньше её часто употребляли в пищу, делали из неё вкусный салат. Предложила вылепить репку из пластилина.
Показала как сделать стекой прожилки на листочках.
А вот и результат.
По окончании занятия дети вспомнили сказку про репку, провели игру – драматизацию по этой сказке.