Оксана Халеева
Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».
Часть 3 «Клюква на болоте», «Грибы».
Сентябрь – вересень, листопадник, золотое лето. Время боровиков и рыжиков, груздей и белянок. Сентябрь – чародей света, летопроводец. В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Публикация «Фотоотчёт проекта „Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой“» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2017
Программные задачи: уточнить и закрепить знания детей о лесной ягоде – клюкве; раскрыть значение клюквы для здоровья человека: в ней много витамина С, поэтому она и кислая; учить детей различать по окраске спелые ягоды и неспелые (несозревшие); Учить детей экспериментировать с красками, смешивая красную краску с белой; закрепить умение работать концом кисти и способом примакивания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное вокруг нас, в природе.
Предварительная работа: накануне дети узнали, что такое болото. (Это место в лесу, где постоянно стоит вода, которая никуда не вытекает и постепенно зарастает травой и мхом. Ходить по болоту опасно, есть глубокие места, куда можно провалиться). Но, в то же время только на болоте растёт съедобная ягода клюква. Растёт она на кочках, на мху, в виде веточек с маленькими овальными листочками и несколькими ягодами на каждой веточке. Дети рассматривали иллюстрацию, на которой изображена клюква, и макет болота.
Материалы и оборудование: ширма с изображением избы, кукла – бабка, корзинка с клюквой, клюквенный кисель, клюквенная вода (морс, ватман, коричневый карандаш, гуашь зелёная, бордовая, красная, белая, вода, кисть.
Ход занятия.
1-я часть. Рассматривание ягод.
Воспитатель. Ребята, давно мы не были в гостях у деда с бабкой из сказки «Репка». Да и они к нам что-то не едут. Давайте-ка их навестим.
Дети идут по группе, подходят к ширме с изображением избы.
Садятся на стулья, а воспитатель стучит в окно и зовёт вместе с детьми деда и бабушку. Появляется бабушка кукла.
Бабушка. Здравствуйте, ребятки, здравствуйте, мои дорогие. Как я рада, что вы пришли в гости!
Воспитатель. Бабушка, а где же дедушка?
Бабушка. Да беда случилась. Простудился он и заболел. Вот внучку послала в лес, на болото за лекарством. Уж очень худо ему.
Воспитатель. Бабушка, какое в лесу лекарство? Там же нет аптеки?
Бабушка. Аптеки нет, но растёт там чудесная ягода, лучше всяких таблеток и уколов. Много в этой ягоде витамина С, который помогает снизить температуру, избавиться от жара. А называется она – клюква. Вот внучка пришла, ягод целую корзину принесла. Отгадайте мою загадку: «Что за бусинка вот тут на стебле повисла? Глянешь – слюнки потекут, сразу станет кисло».
Дети рассматривают ягоды в корзине, определяют, что по цвету ягоды разные – одни беловато-зелёные, у других, как у яблока, розовый или красный бочок, третьи ягоды красные.
Дети пробуют ягоды на вкус и определяют, что они кислые.
Воспитатель. Да, тут не все ягоды спелые. Как определить, что ягоды поспели?
Дети отвечают.
Бабушка. А скажите мне, ребятушки, кто собирал ягоды в своём саду? Какого цвета бывает смородина? (Красная и чёрная). Правильно, спелые ягоды смородины бывают красные и чёрные. А рвали ли вы неспелые ягоды смородины? Какие ягодки неспелые по цвету? (Зелёные). Неспелые ягоды смородины не рвут, почему? (Они не вкусные).
Воспитатель. Какие ягоды клюквы спелые и не спелые? Какие ягоды самые спелые, а какие ещё не созрели? Какого цвета ягоды клюквы можно собирать, а какого цвета ягоды нельзя собирать? Почему? (Незрелые). Разложите ягоды по цвету и назовите, какого они цвета? (Бордовые или тёмно-красные, розовые, зеленоватые).
Воспитатель. Бордовые ягоды спелые, их можно собирать. А розовые и белые –неспелые или несозревшие, их нельзя собирать. Попробуйте на вкус? Кислые ягодки? Много их не съешь?
Бабушка. А вот угощу – ка я вас клюквенной водичкой, морс называется, и клюквенным киселём, который я для дедушки сварила. Дети пробуют морс и кисель, называют их вкус, хвалят.
Воспитатель. Очень вкусный морс и кисель. Дедушка выпьет и обязательно поправится. Ребята, а чем же нам порадовать дедушку? Давайте и мы подарим ему клюкву, только не настоящую, а нарисованную.
Бабушка. Вот спасибо! Дед будет очень рад. Вы пока рисуйте, а я отнесу ему клюквенного киселька.
2-я часть. Рисование клюквы.
Воспитатель предлагает нарисовать ягоды на веточке с листочками (Дети рассматривают иллюстрацию).
Воспитатель уточняет, какого цвета бывает клюква – тёмно-красная (бордовая, розовая и зеленоватая. Показывает способы изображения: веточку рисовать изогнутую коричневым карандашом, листочки примакивание кистью, а ягоды ватной палочкой. Серединку - красным фломастером нарисовать кружок. Показывает детям, как получить розовый цвет ягоды – к белой краске добавить чуть – чуть на кончик кисти красной краски и размешать. Дети на отдельных листах экспериментируют.
Начинаем рисовать пальчиком
Тая
Затем украшаем ватной палочкой
Доводим до совершенства красным фломастером
В конце занятия дети рассматривают коллективную работу, отмечают, у кого ягоды, как настоящие.
Затем отдают работы бабушке, просят передать дедушке. Чтобы он поскорее выздоравливал. Бабушка их благодарит и уходит.
7 сентября – святой Тит последний гриб растит.
В этот день воспитатель с детьми средней группы рассмотрела иллюстрации «Грибы», а также живые маслята. Полюбуйтесь на дары природы.
Дети вспомнили полезные грибы, рассказали, что их родители, а также бабушки и дедушки ходят в лес за грибами.
Воспитатель прочитала стихотворение Г. Жукова:
В кузовке коричневом есть грибы различные:
Рыжики, моховики, валуи, дождевики, грузди, трюфели, маслёнок.
Подосиновик, опёнок, подберёзовик, волнушка, сыроежка и чернушка, и лисичка, и свинушка…
Нету только одного – самого большого,
С тёмно-рыжей головой, не скажу какого.
Завтра рано по утру сам найдёшь его в бору.
Воспитатель называет его (боровик).
Бывает в конце августа – начале сентября несколько дней подряд идут дожди. В лесу становится сыро, и в то же время тепло. Из прогретой и увлажнённой туманами, росами и дождями земли грибы так и лезут. Народная мудрость говорит: «Коль пошёл парной туман над лесом – иди по грибы».
Дети вспоминают, какие кушанья делают с грибами – варят грибной суп, готовят картошку с грибами; заготавливают их на зиму – солят, маринуют, сушат. В группу была принесена плетёная корзина. Воспитатель сказала, что грибники уходят в лес очень рано, в лесу привязывают корзину к поясу (показывает, набирают полную корзину грибов, а сверху покрывают грибы листьями. Затем дети вспоминают известные загадки:
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
Стоит Антошка на одной ножке.
Посмотри-ка, у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы!
А на занятии дети приготовили из пластилина и скорлупы от грецкого ореха грибы маслята.
Сначала слепили шляпки.
Вот что у нас получилось.
Каждый ребёнок поместил сделанный грибок на импровизированную полянку со мхом.
Несмышлёныши – маслёнки
Запеленаты в пелёнки,
А маслёнки – старички
Носят все воротнички.
В итоге получилась общая композиция. Дети её назвали «Полянка маслят».
Алёша приготовил вам подарок. Нарисовал астры трубочкой от сока.
Благодарю за внимание.