Вера Кукавко
Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством».
Народное декоративное искусство –часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности. Народное искусство отличается простотой, поэтому, оно, хорошо понятно дошкольникам.
Публикация «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
В нашем детском саду мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по изодеятельности, способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, так как самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия.
Именно поэтому главной целью работы является: развитие духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста через знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Задачи, которые реализуюся в работе с детьми это:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
2. Формирование обобщенных знаний и умений:
- учу различать стили наиболее известных видов декоративной живописи : хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. ;
- дети учатся осваивать характерные элементы, колорит, композицию.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.
Важную роль в реализации поставленных задач играет предметно пространственная среда не только в групповых комнатах, но и в студии художественного творчества.
В студии художественного творчества подобран необходимый материал, наглядные пособия, дидактические игры, видеоматериалы, предметы декоративно-прикладного искусства.
При ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством, использую наглядное пособие такое как, альбомы, плакаты, раскраски, трафареты. Так же большое количество материала делаю самостоятельно.
Это расписанные плоскостные и объемные изделия, так как самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Знакомство и обучение детей росписи предметов проходит поэтапно:
Прежде чем выполнить какое -либо задание, я организую предварительную работу мы изучаем материалы, касающиеся истории росписи, уточняю методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с тем или иным промыслом.
-Рассказываю детям, что самый сложный узор состоит из простейших элементов.
-Показываю, как нарисовать несложный узор, затем предлагаю детямсделать это самим. Постепенно дети усваивают элементы росписи.
-Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством представляю каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения. Все это вызывает у дошкольников интерес к народной игрушке.
В младшей группе начинаю, знакомить детей с народными игрушками: такими, как дымковской, богородской, филимоновской, матрешкой, т. к. они вызывают в них яркие эмоции. Это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Тогда же происходит приобщение детей к декоративной деятельности : украшению дымковскими узорами вырезанных силуэтов игрушек (уточка, козлик, конь и др.). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры.
В среднем и старшем возрасте закрепляются и углубляются знания о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи. Происходит включение городецкой, гжельской росписи в творческую работу детей.
Городецкие деревянные изделия разнообразны: это – декоративные панно, ларцы, шкатулки, игрушки, детская мебель. Выразительность формы, яркие, живые краски придают предметам оригинальность и свежесть. У детей развивают умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; Формируется умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепляется умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек. Происходит включение хохломской росписи, глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, находя элементы хохломской росписи в окружающей природе, дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них возникает желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различным видам декоративно - прикладного искусства, можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.