евгения долгова
Проект «Русские валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения общеразвивающего вида «Детский сад №30 Лесная полянка»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Русские валенки»
Автор проекта :
Долгова Евгения Сергеевна
Воспитатель первой
квалификационной категории
Чебоксары 2017
Структура проекта
Введение
1.1 Анализ внешней среды
1.2 Анализ внутренней среды
1.3 Проблематика
2 Основная часть
2.1 Концептуализация проекта
2.2 Целеполагание
2.3 Ожидаемые результат
Публикация «Проект „Русские валенки“» размещена в разделах
2.4 Реализация проекта
2.4.1 Этапы работы над проектом
2.4.2 Деятельностно – ресурсный план проекта
2.4.3 Формы реализации проекта :
2.4.4 Ресурсное обеспечение
3. Заключение
Список литературы
Приложение
Паспорт проекта
Разработчик проекта Долгова Евгения Сергеевна воспитатель «Детский сад №30 Лесная полянка» г. Чебоксары Ч. Р.
Наименование «Русские валенки»
База реализации МБДОУ «Детский сад №30 Лесная полянка» г. Чебоксары Ч. Р.
Участники проекта -воспитатель
-дети
-родители
-музыкальный руководитель
-старший воспитатель
Вид проекта По составу участников – групповой
По целевой установке – творчески–исследовательский
По срокам реализации – краткосрочный.
По тематике - тематический
Введение
В современное время обувь очень многообразна, мы носим ботинки, сапоги, туфли, кроссовки, сандалии, босоножки и т. д., многое пришло к нам из моды разнообразных стран, но было несколько видов особой обуви, которые стали практически символами России валенки. Валенки, пимы, катанки, чесанки – множество интересных названий дал русский народ великой обуви! Валенки – удобная, прекрасная, гигиеничная обувь! В валенках можно ходить в любую погоду: в метель, в мороз, в жару. На Руси – валенки, являются лучшей обувью для гуляний в суровые зимнюю погоду. В валенках танцевали под гармонь, встречали масленицу, водили хороводы. В настоящее время валенки сохранили огромную популярность не только как зимняя обувь, но и как основа для новейших идей дизайнеров, модельеров, которые перевоплощают обыкновенный валенок в произведение современного искусства. В ХХI веке валенок будет самой модной обувью, предвещают ведущие модельеры.
1.1 Анализ внешней среды
Благоприятные факторы Отрицательные факторы
Политические
Подкрепленная законодательная база:
- Постановление правительства ЧР
«Об образовании населения» 1993 г.
- Конституция РФ и ЧР.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция дошкольного воспитания.
- Типовое положение ДОУ. Нет.
Социальные
- Рост образовательного ценза родителей воспитанников. - Разнородность социального статуса родителей.
- Снижение воспитательного потенциала семьи: тенденция увеличения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, безнадзорных детей.
Экономические
Возможность внебюджетного финансирования
- Организация республиканских конкурсов с возможностью получения гранта. - Экономическое рассмотрение населения: рост числа семей, проживающих за чертой бедности.
- Низкий уровень заработной платы работников образования.
Недостаточное бюджетное
финансирование для приобретения материала экспериментирования.
Нет финансирования для работы исследовательской деятельности.
Технологические
- Компьютеризация ДОУ
- Наличие педагогических технологий - Недостаточное владение компьютером педагогов
Экологические
- ЮР - экологически благоприятная зона
города Чебоксары. - Изменение климата, его потепление, которое грозит затоплением низменной части рядов материков.
- Озоновые дыры - разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы на Земле от космической радиации.
Возможности Угрозы и препятствия
- Участие на районных, городских и республиканских конкурсах.
- Наличие художественных школ в Чебоксарах
- Наличие музеев в Чебоксарах
- Действующие кружки в ЦТДЮ
- Недостаточное количество ДОУ
- Нехватка квалифицированных педагогов
1.2 Анализ внутренней среды
Реализация проекта проходит в старшей группе «Светлячок» в которой 25 детей.
Воспитатель – Долгова Евгения Сергеевна образование высшее, общий педагогический стаж 12 лет, из них в ДОУ – 12 лет
Сильные стороны Слабые стороны
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаевой. М,
Отсутствие педагога по изобразительному творчеству.
Недостаточный уровень знаний родителей о народной культуры, традиций русского народа. Домашней практики нет. Работа с родителями (отсутствие педагогического опыта у большинства родителей)
Возможности
- Установление связи с национальным художественным музеем.
- Установление связи с библиотекой Христиана Степанова.
- Фабрика по изготовлению валенок.
- Использование ИКТ - технологий при проведении образовательных деятельностей. Угроза и препятствия
- Отсутствие у родителей времени часто заниматься детьми.
1. 3 Проблематика
Русские валенки, не просто обычная обувь, они представляют собой наиболее популярность за пределами России традиционную русскую зимнюю обувь, которая, несмотря на то, что на дворе прогрессивный 21 век, совсем не собирается уступать свои позиции.
Многие дошкольники носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, материалы из которых изготавливают русские валенки. Таким образом, в процессе реализации данного проекта мы планируем ответить на возникшие вопросы.
2. Основная часть
2.1 Концептуализация проекта
Главная идея проекта – формирование у детей знаний о валенках, их свойствах, производстве.
Наш детский сад занимается программой под редакцией В. И. Логинова,Т. И. Бабаевой Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Эта программа способствует всестороннему развитию ребёнка.
2.2 Целеполагание
Для успешного проведения работы мною был выбран метод проекта, позволяющий разрабатывать цель, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.
Цель проекта
Цель: разработать систему образовательных мероприятий по формированию у детей знаний о валенках, их свойствах, производстве.
Задачи проекта :
• реализовать знакомство детей с историей традиционной русской обуви – валенок, особенностями валяния валенок, с процессом производства валенок из овечьей шерсти;
• формировать интерес к русскому народному творчеству – песням, пословицам, потешкам, частушкам, поговоркам;
• познакомить детей с положительными возможностями валенок, влияющими на здоровье человека
• поддерживать у дошкольников и родителей потребность в совместной познавательно-творческой деятельности.
Гипотеза проекта : Путём реализации программы дети получат знания о русском валенке, захотят одевать эту обувь, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
2. 3 Ожидаемые результаты:
• Реализовано знакомство детей с историей традиционной русской обуви – валенок, особенностями валяния валенок, с процессом производства валенок из овечьей шерсти;
• Сформирован интерес к русскому народному творчеству - песням, пословицам, потешкам, частушкам, поговоркам;
• Дети знакомы с положительными возможностями валенок, влияющими на здоровье человека
• Родители и дети активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
2.4 Реализация проекта
Для систематического проведения занятий формированию у детей знаний о валенках, их свойствах, производстве, создается деятельностно – ресурсный план, отбираются темы, материалы, продумывается формы организации.
2.4 .1 Этапы работы над проектом
1 этап.
Подготовительный 2 этап.
Основной 3 этап
Заключительный
1. Изучение литературы;
2. Обогащение
развивающей среды;
3. Составление деятельностно – ресурсного плана работы; Проведение работы над
проектом : образовательные деятельности, наблюдения,
беседы с детьми, с родителями. Подведение итогов работы над проектом.
Сроки 06.11.2017 по 17.11.2017 года.
Изучение методической литературы поможет мне повысить уровень профессиональных знаний, совершенствовать методы и формы работы, поможет разработать деятельностно – ресурсный план проекта на определенный период.
2.4.2 Деятельностно – ресурсный план проекта.
Этапы реализации проекта Содержание
деятельности Ресурсы Ответствен-ный Сроки проведе-ния
Подготовительный Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми.
Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)
Согласование об экскурсии на фабрику Методическая и теоретическая литература.
Музыка.
Воспитатель,
Старший воспитатель,
Музыкальный руководитель,
Родители,
Физкультурный инструктор 06.11.2017-07.11.2017
Основной Создание презентации об истории русского валенка;
Разработка содержания бесед с детьми: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне», «Полезные особенности валенок»
Подбор информации в книгах, журналах, в интернете
Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на земле катают валенки».
Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок, частушек о валенках;
Исследовательская деятельность (рассматривание и изучение волокон шерсти);
Поделка макетов валенок, рисунков «Чувашский валенок» (использование чувашского орнамента) и аппликаций «Барашек» (метод квиллинг)
Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”
Сюжетно-ролевая игра «Магазин обуви»
Дидактические игры «Найди валенку пару», «Собери валенок», «Сосчитай-ка», «Разложи валенки по размеру», «Поставь валенки по порядку»
Разучивание танца под песню Н. Кадышевой «Валенки», хоровода «Как на тоненький ледок»
Разучивание подвижных игр с валенками : «Бег в большом валенке», «Забей шайбу валенком».
Консультации для родителей: «Положительное влияние валенок на здоровье человека», «Интересные сведения о валенках», «Игры наших предков с валенками». Конкурс поделок «Моделирование валенок из различных материалов» Методическая и теоретическая литература.
Художественная литература, стихи, загадки, потешки, песни, пословицы, поговорки, частушки.
Музыкальное сопровождение.
Воспитатель,
Старший воспитатель,
Музыкальный руководитель,
Родители,
Физкультурный инструктор 08.11.2017-14.11.2017
Заключительный Презентация проекта, изготовление коллажа для родителей «Знакомство с русским валенком»;
Оформление в группе «Музей валенок»
Просмотр танца «Валенки»;
Спортивное развлечение «Ай, да валенки» (на улице)
Экскурсия на фабрику по производству валенок Оформление выставки детских работ
Фотоаппарат, музыка, костюмы, фотографии Воспитатель,
Старший воспитатель,
Музыкальный руководитель,
Родители,
Физкультурный инструктор 15.11.2017-17.11.2017
2.4.3 Формы реализации проекта :
1. совместно-индивидуальноя;
2. совместно-последовательная;
3. совместно-взаимоднйствующая.
2.4.4. Ресурсное обеспечение
1) В качестве основного ресурса данного проекта – национальный уголок
2) Книжный уголок
3) Уголок экспериментирование
2) Изобразительный уголок "Наши умелые ручки"
4. Мониторинг
Перед тем как начать работу над своим проектом я провела анкетирование родителей. По результатам анкетирования - национальная культура детей занимает не последнее место в семье.
По результатам опроса родителей, я выяснила, что они довольны результатами своих детей, знаниями о валенках, их свойствах, производстве.
Цель мониторинга: определить уровень развития знаний о валенках, их свойствах, производстве.
Диагностическая карта
Входная педагогическая диагностика по проекту, заключалась в ответах детей на 7 вопросов:
1. Что такое валенки?
2. Из чего изготавливают валенки?
3. Назови свойства валенок.
4. Почему валенки носят только зимой?
5. Всегда ли можно носить валенки зимой?
6. В чём польза валенок?
Перед тем как начать работу над своим проектом я провела диагностику сформированности знаний у детей и было выявлено, что у 20% детей высокий уровень знаний, средний-45% и низкий у 35% детей.
Диаграмма 1. Начало
Это связано с тем, что работа по формированию у детей знаний о валенках, их свойствах, производстве, велась недостаточно систематически, не было перспективного плана работы, разработок и атрибутов. Также родители в воспитании своих детей тоже уделяли этой проблеме мало внимания. Я сталкивалась с трудностью организации педагогического процесса по данной теме.
И затем мной был разработан проект, который я назвала «Русские валенки». Следующим шагом стало разработка деятельностно – ресурсный план проекта с детьми и родителями, что мной и было сделано. И началась сама работа над проектом : проводились занятия, дидактические игры, чтение художественной литературы по данной проблеме и т. д.
Диаграмма 2. Результаты конечной диагностики
Результаты знаний детей значительно увеличилось: 75% детей имеют высокий уровень, со средним уровнем 25%.
Такой высокий показатель знаний у детей говорит о том, что работа по формированию у детей знаний о валенках, их свойствах, производстве систематизировалась. Также была проведена огромная работа с родителями по данной проблеме: они изготавливали поделки, рисунки, проводились родительские собрания, индивидуальные беседы, открытые мероприятия, родители оказывали посильную помощь в обогащении предметно-развивающей среды и тд.
Был проделан огромный и трудоё мкий путь: от разработки проекта, планов, составление диагностики, работы с родителями и, конечно же, стал, виден результат самой работы - высокий показатель знаний у детей. А это непременно наталкивает меня на создание новых проектов и разработок.
Но работа над проектом ещё не завершена, я планирую проводить её с вновь поступившими в этом году детьми.
3. Заключение.
Реализация данного проекта научила детей размышлять, анализировать факты, получать знания из различных методических источников, выражать собственные суждения, высказывать различные выводы. Дошкольники приобрели новый опыт совместной познавательно - творческой деятельности в ходе реализации проекта. В проведения работы у детей сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для их изготовления. Родители и дети активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ. Данный проект проходил через все виды образовательной деятельности, способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления, познавательного интереса у детей и их родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Хотелось бы верить, что полученные знания, опыт оставят свой след в осознании каждого участника проекта. В будущем такая техника работы будет применяться в приобщении детей к истокам народной традицией, к передаче их подрастающему поколению.
Список литературы.
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Бабаева, Т. И., А. Г. Гогоберидзе Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО -ПРЕСС»,2014
3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / СПб. – 244с.
4. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. «Праздник русского валенка», Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
8. Васильева. Л. Г Программа художественно – творческого развития ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного искусства – Чебоксары: Издательство ЧРИО, 1994
9. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
10. Васильева, Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликация дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2006