Галина Лось
Проект «Русские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русские узоры»
Лось Галина Анатольевна, музыкальный руководитель
Дешевицина Наталья Юрьевна, воспитатель
МБДОУ г. Мурманска № 50
2018 г.
Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Проект „Русские узоры“» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ, «с молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства, музыку. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного - оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического и патриотического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Для того, чтобы помочь ребятам познать и полюбить культуру своего народа, коллектив педагогов начал долгосрочный проект «Русские узоры».
Цель проекта:
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Задачи:
• познакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
• научить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;
• приобщить детей к истории и культуре русского народа на примере разных жанров народного искусства;
• через развитие интереса к народной песне, пляскам, хороводам, прибауткам, играм воспитывать у детей патриотические чувства.
Сроки реализации проекта:
2месяца (февраль - март) 2018г.
Участники проекта:
дети подготовительной группы;
педагоги;
родители.
Гипотеза: включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности на основе интеграции образовательных областей должно привести к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего
народа, воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Этапы работы над проектом
• подготовительный
• практический
• заключительный
1этап. Разработка проекта.
• Поиск, анализ, систематизация литературы по декоративно-прикладному искусству, музыкальному народному творчеству.
• Организация работы по ознакомлению участников проекта с актуальностью данной проблемы.
• Создание предметно – развивающей среды по теме проекта, подбор и подготовка наглядного материала.
• Подбор музыкального материала и материалов для изобразительной деятельности детей.
• Разработка плана мероприятий по реализации проекта, конспектов НОД.
• Оформление серии выставок силами родителей по русским народным промыслам.
• Разработка сценария музыкального праздника «Ярмарка».
2этап. Практический.
Воспитатели познакомили детей с народными промыслами, стилями росписи, такими как хохлома, гжель, городец. На занятиях дети изготовляли поделки: мальчики разрисовывали деревянные доски, девочки расписывали платочки.
Вместе с детьми заучивали стихи о народных промыслах, отгадывали загадки.
На музыкальных занятиях в разделе «Слушание» знакомили с русскими народными плясовыми. («Камаринская», «Барыня»). Заучивали распевки: «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду», «Лиса по лесу ходила», «У кота-воркота» и др. Знакомились с русским народным творчеством в песнях, хороводах («Во кузнице», «Где был Иванушка?», «На горе-то калина», «А я по лугу».) и танцах («Танец скоморохов», «Калинка»). Осваивали игру в оркестре на русских народных инструментах.
К работе над проектом помогали и родители. В родительском уголке было повешено объявление о начале работы над проектом, где воспитатели приглашали их к участию в работе. Родители помогали изготовлять атрибуты и костюмы, а также создавать картотеку по русским народным потешкам. По просьбе воспитателей родители принесли сохранившиеся предметы русского быта (самовар, прялку, деревянную утварь, рушники). Получилась небольшая групповая выставка.
Вместе с детьми родители посетили городскую выставку народных промыслов.
3 этап. Заключительный.
Презентацией проекта стал весенний утренник «Весёлая ярмарка». Ребята исполнили народные песни, хороводы, народные танцы, инсценировки. Дети представили свои работы: доски и платочки, расписанные по мотивам народного прикладного искусства, подарили подарки, изготовленные в народных техниках, родителям. Материалы проекта были представлены на педагогическом совете ДОУ.
Мониторинг знаний детей проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы задавались индивидуально, в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время. Предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие русские народные инструменты ты знаешь?
• Из чего они сделаны?
• Какие русские народные движения можешь передать в пляске?
• Чем русская народная песня отличается от хоровода?
• Какие виды росписи знаешь?
• Какие цвета используются в хохломской, гжельской, городецкой росписи?
• Какие изделия народных промыслов знаешь?
• Какие русские народные игры знаешь?
Результаты диагностики выявили, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 5 детей (26,4%, на среднем уровне были знания у 6 детей (31,6%, низкий уровень был установлен у 8 детей (42%). Знания были поверхностными, дети затруднялись в названии изделий народных промыслов, материалов, из которых они сделаны, путали виды росписи. Знания детей о народной музыке, народных инструментах были отрывочными и поверхностными. Выяснилось, что весьма ограничено количество народных игр, в которые ребята играют.
После внедрения проекта высокий уровень знаний был диагностирован у 60%, средний – у 40% детей, низкого уровня выявлено не было.
Дети свободно ориентируются в жанрах народного искусства, называют отличительные признаки и элементы городецкой, хохломской, гжельской росписи, знают элементы народных танцев, народные музыкальные инструменты, с удовольствием играют в народные игры и исполняют фольклорные песни.
Заключение
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов, привело к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего народа, что способствовало воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.