Елена Шитикова
Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ
Тип проекта : познавательно - творческий
По характеру контактов - коллективный
Продолжительность проекта : 1 год
Участники проекта : воспитанники, воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей 4-6лет
Цели: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Публикация «Проект „Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Пополнение мини – музея «Бурятия, мой край родной»
Задачи: развитие познавательной активности, формирование гордости за свое происхождение; создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве); воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков; формирование чувства сопричастности к своей стране.
Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственнной, гармоничной личности.
Проблема: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций русского и бурятского народов для воспитания истинных граждан, любящих свою Родину- Россию и малую Родину – Бурятию.
Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского и бурятского народа. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются.
Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценнностей сегоднешнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодёжи.
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской и бурятской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского и бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
В результате реализации проекта :
Дети познакомятся с бытом, традициями, обрядовыми и календарными праздниками русских и бурят, а взаимодействие ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все будет неоценимым богатством, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
• Составление тематического планирования мероприятий.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
Основные принципы реализации проекта
- системность по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса и установлением внешних связей;
- соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники;
- учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Бурятия традиционно является многонациональной республикой, в ней проживают много национальностей, со своей культурой, обычаями и празниками, но самыми многочисленнными народами являются русские и буряты.
Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России, но при этом они сумели сохранить самобытность и религию.
Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Свою работу, по знакомству детей с русской и бурятской народной культурой мы строим на основе народного календаря.
I Этап Организационно - подготовительный
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
этап мероприятия сроки ответственный
Организационно-подготовительный Организационно-подготовительный -анкетирование воспитателей
-анкетирование родителей
-мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Октябрь Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Открытое занятие на тему:
«Мамочка любимая, мамочка моя.» Изготовление куклы-оберега.
Ноябрь
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Консультация и мастер-класс для воспитателей «Хороводы как средство приобщения детей к истокам русской и бурятской народных культур»
Ноябрь Музыкальный
руководитель
Интегрированное занятие «Русская изба» (особенности русской избы, понятия сенцы, горница, красный угол)
старшая группа. Декабрь Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Рождественские колядки (беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, разучивание рождественских колядок, русских народных игр, знакомство с костюмами ряженных, народными шумовыми инструментами) Январь Музыкальный
руководитель, воспитатели, родители
«Белый месяц - Сагаалган». Знакомство с бытом, традициями и обычаями бурятского народа, разучивание бурятских песен, хоровода Ехор, ознакомление с бурятскими узорами, национальными блюдами, изготовление элементов костюмов, атрибутов) Февраль Музыкальный руководитель,
Воспитатели, родители
«Эх, да Масленица!» русские гулянья, беседы о празднике Масленица, о традициях, обрядах. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.) Март Музыкальный руководитель,
воспитатели
Пасха (Знакомство с праздником, обрядами, играми, поверьями, обычаями. Раскрашивание пасхальных яиц) Благовещение или встреча весны (знакомство с обрядами, играми, песнями, изготовление птиц).
Апрель Музыкальный руководитель,
воспитатели, родители
Троица – праздник русской березки (разучивание хороводов, игр, знакомство с обрядами, изготовление элементов костюмов и атрибутов) Май Музыкальный руководитель,
воспитатели
Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей
Анкетирование родителей
Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей
Наблюдения июнь Музыкальный руководитель,
воспитатели
II Этап Основной
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Мероприя-тия Форма проведения Предварительная работа Материал
Мамин день Праздник Беседа о мамах, о семейных традициях и обычаях, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.
Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная
гостиная Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением ряженных
Колядки Развлечение Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты
Гэсэр и его богатыри
Тематическое занятие
Знакомство с новым бурятским праздником Гэсэр. Праздник Гэсэриада появился у бурят совсем недавно. Гэсэр - это богатырь, народный герой, живший примерно 1000 лет назад. В его честь народ сложил героический эпос. Иллюстрации с изображением богатыря и его подвига
Сагаалган Праздник Беседа о бурятском празднике Сагаалган, о традициях, обычаях, обрядах. Разучивание бурятских песен, Ехора. Знакомство и проведение национальных игр. Иллюстрации с изображением быта, традиций, обрядов и национальных блюд, костюмы,
Эх, да Масленица! Русские гулянья Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Костюмы, музыкальные инструменты
Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки вербы, народные костюмы
Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы, музыкальные инструменты,
макет горки,
пасхальные яйца
Стоит Алена в русском сарафане
(Троица)
Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрационный материал
Сурхарбан – главный праздник лета.
Тематическое занятие Знакомство с бурятским праздником Сурхарбан, его традициями и обычаями.
Основные соревнования этого праздника :
• кто самый меткий?
• кто самый сильный?
• кто самый быстрый?
Иллюстрации с изображением празднования праздника - Сурхарбан, атрибуты.
III Этап Заключительный
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Обогащение духовного мира ребенка, у детей появился интерес к изучению русской и бурятской народной культур.
- Изменение ценностного отношения к истории и традициям своих народов.
- Расширение знаний о традициях русского и бурятского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.
- Расширение кругозора детей через мини - музей «Бурятия, мой край родной» и уголки патриота, созданного силами педагогов и родителей.
- Знание детей о календарно-обрядовых праздниках и желание активно участвовать в них.
- Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа.
- Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.
Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни и песни бурят, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи: считалки, стихи, потешки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.