Ольга Куимова
«Зуки [к], [к’]. Буква К». Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей с ФФНР 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет с ФФНР.
Тема: Звуки [К], [КЬ]. Буква К.
Цель: продолжать формировать навыки дифференциации звуков [К] и [КЬ]. Познакомить с буквой К.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить выделять звуки [К] и [КЬ] среди других звуков;
- продолжать учить определять позицию заданного звука в словах (начало, середина, конец);
- продолжать формировать навыки дифференциации звуков [К] и [КЬ];
- познакомить с буквой К;
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух;
- продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью;
- формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование: иллюстрации Кощей злой и Кощей добрый, деревянные палочки (дострой букву, символы для обозначения согласных звуков, индивидуальные карточки для определения места звука в слове, карточка с изображением буквы К, трубочки синего и зеленого цвета.
Л. : Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, в какие игры мы с вами играем, что мы умеем и знаем. Давайте покажем, с какими буквами мы с вами уже познакомились.
(игра «Дострой букву»).
Л. : Хотите узнать, с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся? Послушайте чистоговорку.
Ка-ка-ка – купила мама (молока)
Ко-ко-ко - Катя любит (молоко)
Ку-ку-ку – мы просеяли (муку)
Ок-ок-ок – и слепили (пирожок)
Л. : Какой звук чаще всего вы слышали?
Правильно, звук К.
Давайте подумаем, звук К гласный или согласный? Звонкий или глухой? К твёрдый или мягкий?
Л. : Ребята, узнала я тут одну историю, про одного сказочного героя. Послушайте, что он сам про себя говорит, и вы сразу поймёте, про кого эта история.
Я - тот сказочный злодей,
Что наводит ужас на людей.
Царевн люблю я похищать,
В подвалах золото держать.
Смерть моя лежит в яйце, на иголочки конце.
Л. : Что это за злодей такой? (Это Кощей Бессмертный)
Л. : Золота Кощей накопил уже сто сундуков, теперь не хочет он делиться своим любимым звуком К, говорит, что он больше никому и не нужен. И убрал из некоторых слов звук К. Закончите слово, добавьте звук в конце. Какие же слова Кощей успел уже заколдовать? Ма-, зву-, лу-, кусо-, песо-, вени-, като-, бы-, индю-, банти-.
Л. : Ребята, как думаете, изменит ли теперь Кощей своё мнение, что звук К никому больше не нужен?
Л. : А ведь без твёрдого звука К не будет и мягкого братца. Сможете ли вы его назвать?
Совершенно верно – это звук КЬ.
Давайте покажем Кощею, что мы сможем правильно обращаться со звуками К и КЬ. Во-первых, давайте выберем символы, которые обозначают эти звуки. Подходите к доске. (Дать характеристику звукам, прикрепить символы)
Л. : Присаживайтесь за столы. Каждый нашел задание. Отметьте на схеме в какой части слова находятся звуки К и КЬ. Поменяйтесь с соседом и проверьте друг друга.
У всех звуков, конечно же, есть свой портрет. Хотите увидеть букву К? Скажите только, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)
Л. : Ребята, что-то лист чистый, но я точно помню, что написала утром на нём букву К. Наверное Кощей решил её стереть. Не переживайте, у меня есть волшебные краски, которые помогут вернуть мой рисунок. Давайте все вместе это сделаем.
На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит — Буквой К на нас глядит.
Из каких деталей состоит буква К?
На что похожа буква К?
Давайте нарисуем вместе на доске. Пока мы с вами рисовали – Кощей придумал последнее задание, чтобы точно убедиться, что можно с нами звуком и буквой поделиться. Вставайте друг за другом. Я буду называть слова, если в слове вы услышите твердый звук К, то возьмите синюю трубочку, а если мягкий звук КЬ - зелёную.
Л. : А теперь у нас получились две команды – синяя и зелёная, выложите из трубочек букву К.
Л. : Очень здорово получилось. Посмотрите, Кощей теперь улыбается. Больше он не будет жадничать и звуки К, КЬ, вернутся во все заколдованные слова.
Л. : Ребята, хочется вам похлопать. Вы таки молодцы! А давайте похлопаем друг другу, только особым образом – разделяя слова со звуками К и КЬ на слоги. Какие слова с этими звуками вы сегодня запомнили?