Морозова Наталья
Проект «Русские народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Русские народные традиции»
Участники проекта :
Обучающиеся, их родители, педагогические работники.
Вид проекта :
Информационно-творческий.
Срок реализации:
среднесрочный январь – ноябрь 2018 года
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Русские народные традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Реализация проекта должна помочь дошкольникам осознать самобытность родной культуры через песни, обряды, игры, игрища, упражнения, которые прививались с раннего детства и передавались как великая ценность.
Цель проекта : способствовать развитию образно-пластического творчества обучающихся, обогащая их знания о русской национальной культуре на основе обучения языку выразительных движений.
Задачи проекта :
1. Развитие у обучающихся творческих способностей в разнообразных сферах деятельности (в песенно-музыкальном, театральном, литературном, декоративно-прикладном, и других видах творчества) на основе интегрированного воспитания и художественного развития личности.
2. Формирование у обучающихся эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки);
3. Целенаправленное формирование эстетического мировоззрения обучающихся через приобщение к культурным ценностям — знакомство с народными промыслами (хохлома, гжель, городец, и т. д.);
4. Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
5. Ознакомление обучающихся с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
6. Привлечение родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Реализация задач будет эффективной при следующих условиях:
• Наличие системной работы по приобщению обучающихся к истокам русской народной культуры, через развитие выразительности движения.
• Использование в свободной игровой деятельности различных жанров фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
• Ознакомление обучающихся с народными праздниками и традициями, народными играми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Привлечение родителей в образовательную деятельность через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
• Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Итоговый результат в виде творческой работы может выглядеть как участие в праздничных мероприятиях, выставках и по степени посильного участия ребенка в мероприятиях, педагогом может быть оценен уровень усвоения программы.
№ п/п Мероприятие Срок Ответственный
Январь 1. Творческая мастерская «Веселый праздник Святки».
2. Спортивный праздник на улице «Рождественские игры» (совместно с родителями)
2. Музыкальное развлечение «Приходила коляда накануне Рождества»
9.01.2018 – 19.01.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Февраль 1. Познавательная программа
«Ай да Масленица!»
(знакомство с традициями проведения масленичной недели, рассматривание картин русских художников).
2. Фольклорный праздник
«Как на масленной неделе!».
3. Спортивные игры
«Молодецкие забавы».
4. Творческая гостиная
«Куклы малой Масленицы».
19.02.2018 – 28.02.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Март 1. Познавательно-игровая программа «Встреча весны» (чтение стихотворений русских писателей).
2. Музыкальный праздник
«Сорок сороков» с чаепитием с булочками – жаворонками.
3. Спортивный калейдоскоп игр «Веснянки».
19.03.2018.-23.03.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Апрель 1. Мастер-класс
«Пасхальное украшение».
2. Фольклорный досуг
«Красная горка».
3. Музыкально-спортивная программа
«Верба-вербочка». 2.04.2018-15.04.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Май 1. Художественная мастерская «Плетение „зарукавья“-браслета» (изготовление девочками подарка для мальчиков).
2. Культурно-спортивная программа «Богатыри земли русской».
3. Музыкально-игровая программа «Ларчик с затеями».
В течение месяца Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Июнь 1. Познавательно-игровая программа «В гости к бабушке Рассказушке» (разучивание народных игр «Горелки», «Венок», «Колечко» и др., разучивание стихов о березе, наблюдения, чтение художественной литературы, слушание классических музыкальных произведений).
3. Музыкальный праздник «Березонька» (хороводы на прогулочных площадках ко Дню Святой Троицы). 28.05.2018-01.06.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Июль 1. Спортивно-музыкальное развлечение «Водное царство».
2. Познавательно-художественная программа
«Ромашковое настроение» (приуроченный к русскому народному празднику День Петра и Февронии).
6.07.2018,
9.07.2018,
18.07.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Август 1. Познавательная программа «Медовая ярмарка».
2. Развлекательный досуг
«Пахнет яблоками Русь».
3. Спортивно-игровая программа «Ореховое раздолье».
13.08.2018
30.08.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Сентябрь 1. Музыкальная гостиная «Осенины» (слушание музыкальных произведений русских классиков).
1. Спортивно-развлекательная программа
«Праздник брусничного пирога».
2. Фестиваль хороводных игр «Капустница». 7.09.2018,
27.09.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Октябрь 1. Творческий калейдоскоп
«Что нам осень принесла».
2. Спортивно-интеллектальный досуг «Матушка с ярмарки пришла».
3. Музыкальное развлечение
«Праздник Урожая». 12.10.2018,
26.10.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Ноябрь 1. Поэтическая гостиная
«Золотая лира».
2. Музыкальный праздник
«Именины Осени».
3. Конкурсно-игровая программа
«Осенних красок хоровод». 2.11.2018,
16.11.2018 Воспитатели, муз. руководители, инструктор по физической культуре, родители
Планируемые результаты:
Воспитанники должны знать и понимать:
- основные праздники народного календаря;
-заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки.
Уметь:
- исполнять русские народные песни, рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
Применять:
- использовать в активной речи потешки, считалки, загадки;
- использовать в повседневной жизни русские народные игры.