Папки-передвижки

Проект «Русские матрёшки»

Инна Пискунова
Проект «Русские матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

«Русская народная деревянная игрушка – матрешка»

для детей среднего возраста (4-5 лет)

Пояснительная записка

Матрешка является одним из символов России, а точнее Руси, исконно русская вещица. Матрешка представляет собой округлую фигурку в виде груши, на которой маслом, характерной для Руси манерой, нарисована женщина, и если раскрыть матрешку, то в ней можно обнаружить еще несколько, но меньше размером. Матрешка пользуется большой популярностью у туристов и является хорошим сувениром. Однако, матрешка – не только украшение или сувенир, но и полезная, развивающая игрушка.

Публикация «Проект „Русские матрёшки“» размещена в разделах

В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Паспорт проекта

Проблема:

Дети не имеют представлений о русской народной игрушки-матрешки и не знакомы с матрешечным делом.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

ЦЕЛЬ: Сформировать у детей 4-5 лет интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.

ЗАДАЧИ:

1. Приобщать к истокам духовной культуры русского народа.

2. Формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.

3. Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

4. Обогащать словарный запас дошкольников;

5. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

6. Формировать умение передавать свое отношение к игрушке;

7. Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

8. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться;

9. Побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений;

10. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

11. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой);

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края;

по тематике – творческий проект;

по срокам реализации – кратковременный проект (21.04-25.04).

участники проекта – воспитатели, дети, родители.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-матрешки.

У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.

Презентация проекта – развлечение (приложение 22).

Реализация проекта.

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Подбор стихотворений, загадок о матрешке.

2. Изготовление дидактических игр по данной теме.

3. Подбор музыкального репертуара.

4. Подбор иллюстраций (приложение 1).

5. Подбор раскрасок на тему «Матрешка» (приложение 2).

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:

1. Презентация об истории матрешечного дела (приложение 3) - презентация-1, о видах матрешек презентация - 2 (приложение 4).

2. Художественное слово о матрешке (приложение 5).

3. Беседы: «В гости к нам пришла матрешка» (приложение 6, «Матрешка-символ России» (приложение 7).

4. Дидактические игры: «Собери матрешку» (приложение 8, «Расставь матрешек» (приложение 9, «Матрешкин сарафан» (приложение 10, «Дорисуй» (приложение 11).

5. Эксперимент «Из чего сделано?» (приложение 12).

6. Песня «Русские матрешки» (приложение 13).

7. Рисование: «Украсим сарафаны матрешкам» (приложение 14).

8. Пальчиковые игры (приложение 15).

9. Подвижные игры «Матрешки и карусели» (приложение 16).

10. Загадки о матрёшке (приложение 17).

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Выставка матрешек (приложение 20).

Фотоотчет (приложение 21).

Презентация проекта - развлечение (приложение 22).

Взаимодействие с родителями:

Консультации: «Как играть с матрешкой» (приложение 18, «Развивающие игры с матрешкой» (приложение 19).

Рекомендации родителям: посмотреть совместно с детьми видео материал о матрешечном деле, посмотреть иллюстрации матрешек.

Рекомендовать посетить Петербургский музей кукол – Матрешка.

Рекомендуемая литература «Матрешки», МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА (приложение 23).

Приложение 14

Рисование: «Украсим сарафаны матрешкам».

Цель:

Сформировать у детей интерес к культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.

Задачи:

1. развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;

2. учить использовать зрительное внимание при украшении силуэта матрёшки;

3. закрепить умение работать с карандашами.

Интеграция образовательных областей.

«Познание»:

1. продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрёшкой;

2. развивать сенсорные навыки.

«Социализация»:

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Предварительная работа: рассматривание матрёшек, чтение стихов о матрёшках.

Материал: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, цветные карандаши, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки.

Словарная работа: сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая.

Ход занятия:

Звучит музыка (приложение 13). Воспитатель в русском народном костюме. Входит в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.

Воспитатель: А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", -сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся

нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Воспитатель: Вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек).

Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

Воспитатель: Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинке.

Эту куклу открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд.

Воспитатель: Сколько кукол?

Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшек. Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку (дети садятся за столы).

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка)

Воспитатель: На туловище? (сарафан)

Воспитатель: Чем украшен сарафан? (цветами, узорами)

Воспитатель: Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Захотелось мне матрёшку

В полный рост нарисовать.

Воспитатель: У каждого из вас есть цветные карандаши. Ими мы будем

расписывать косынку матрёшки и фартуки. Сначала украсим платочек, а потом распишем сарафан (показ воспитателя, самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера.

Давайте повесим рисунки на выставку и полюбуемся ими.

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе «Русские матрёшки» с использованием игровых технологий КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Русские матрёшки»(с использованием игровых технологий) Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Проект по литературному образованию «Русские народные потешки» Актуальность проекта: Фольклор - является действенным и ярким средством для знакомства детей с народными произведениями, обогащает чувства.

Проект «Русские богатыри» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное детское дошкольное учреждение д/с №6 Инновационный проект в области духовно-нравственного воспитания детей младшего.

Проект «Русские народные промыслы» Паспорт проекта 1. Общие сведения: 1.1. Тема проекта: «Русские-народные промыслы» 1.2 Тип проекта : Познавательно-творческий, коллективный,.

Проект «Русские народные сказки» Проект. «Русские народные сказки» Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю.

Проект «Русские народные сказки» (младшая группа) Проект "Русские народные сказки" Составлен и реализован воспитателем: Хренковой А. А. Младшая группа «Жемчужинка» Составлен и реализован.

Проект «Русские народные сказки о животных» Проект «Русские народные сказки о животных» Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети группы, воспитатели,.

Проект «Русские народные традиции» ПРОЕКТ «Русские народные традиции»Участники проекта: Обучающиеся, их родители, педагогические работники. Вид проекта: Информационно-творческий.

Проект «Русские узоры» МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир Воспитатель: Солонина С. М. Тема проекта: «Русские узоры» I.Актуальность. Одной из актуальных и важных задач, стоящих.

Проект «Русские узоры» Проект «Русские узоры» Лось Галина Анатольевна, музыкальный руководитель Дешевицина Наталья Юрьевна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 50.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские матрёшки»
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 23:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русские матрёшки»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Пискунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД