Инна Пискунова
Проект «Русские матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Русская народная деревянная игрушка – матрешка»
для детей среднего возраста (4-5 лет)
Пояснительная записка
Матрешка является одним из символов России, а точнее Руси, исконно русская вещица. Матрешка представляет собой округлую фигурку в виде груши, на которой маслом, характерной для Руси манерой, нарисована женщина, и если раскрыть матрешку, то в ней можно обнаружить еще несколько, но меньше размером. Матрешка пользуется большой популярностью у туристов и является хорошим сувениром. Однако, матрешка – не только украшение или сувенир, но и полезная, развивающая игрушка.
Публикация «Проект „Русские матрёшки“» размещена в разделах
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Паспорт проекта
Проблема:
Дети не имеют представлений о русской народной игрушки-матрешки и не знакомы с матрешечным делом.
Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей 4-5 лет интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.
ЗАДАЧИ:
1. Приобщать к истокам духовной культуры русского народа.
2. Формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.
3. Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
4. Обогащать словарный запас дошкольников;
5. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
6. Формировать умение передавать свое отношение к игрушке;
7. Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
8. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться;
9. Побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений;
10. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
11. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.
Классификация проекта:
по составу участников – коллективный проект (групповой);
по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края;
по тематике – творческий проект;
по срокам реализации – кратковременный проект (21.04-25.04).
участники проекта – воспитатели, дети, родители.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-матрешки.
У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.
Презентация проекта – развлечение (приложение 22).
Реализация проекта.
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Подбор стихотворений, загадок о матрешке.
2. Изготовление дидактических игр по данной теме.
3. Подбор музыкального репертуара.
4. Подбор иллюстраций (приложение 1).
5. Подбор раскрасок на тему «Матрешка» (приложение 2).
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1. Презентация об истории матрешечного дела (приложение 3) - презентация-1, о видах матрешек презентация - 2 (приложение 4).
2. Художественное слово о матрешке (приложение 5).
3. Беседы: «В гости к нам пришла матрешка» (приложение 6, «Матрешка-символ России» (приложение 7).
4. Дидактические игры: «Собери матрешку» (приложение 8, «Расставь матрешек» (приложение 9, «Матрешкин сарафан» (приложение 10, «Дорисуй» (приложение 11).
5. Эксперимент «Из чего сделано?» (приложение 12).
6. Песня «Русские матрешки» (приложение 13).
7. Рисование: «Украсим сарафаны матрешкам» (приложение 14).
8. Пальчиковые игры (приложение 15).
9. Подвижные игры «Матрешки и карусели» (приложение 16).
10. Загадки о матрёшке (приложение 17).
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Выставка матрешек (приложение 20).
Фотоотчет (приложение 21).
Презентация проекта - развлечение (приложение 22).
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Как играть с матрешкой» (приложение 18, «Развивающие игры с матрешкой» (приложение 19).
Рекомендации родителям: посмотреть совместно с детьми видео материал о матрешечном деле, посмотреть иллюстрации матрешек.
Рекомендовать посетить Петербургский музей кукол – Матрешка.
Рекомендуемая литература «Матрешки», МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА (приложение 23).
Приложение 14
Рисование: «Украсим сарафаны матрешкам».
Цель:
Сформировать у детей интерес к культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.
Задачи:
1. развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
2. учить использовать зрительное внимание при украшении силуэта матрёшки;
3. закрепить умение работать с карандашами.
Интеграция образовательных областей.
«Познание»:
1. продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрёшкой;
2. развивать сенсорные навыки.
«Социализация»:
Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Предварительная работа: рассматривание матрёшек, чтение стихов о матрёшках.
Материал: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, цветные карандаши, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки.
Словарная работа: сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая.
Ход занятия:
Звучит музыка (приложение 13). Воспитатель в русском народном костюме. Входит в группу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.
Воспитатель: А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", -сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся
нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек).
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек
Воспитатель: Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд.
Воспитатель: Сколько кукол?
Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшек. Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку (дети садятся за столы).
Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка)
Воспитатель: На туловище? (сарафан)
Воспитатель: Чем украшен сарафан? (цветами, узорами)
Воспитатель: Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
Захотелось мне матрёшку
В полный рост нарисовать.
Воспитатель: У каждого из вас есть цветные карандаши. Ими мы будем
расписывать косынку матрёшки и фартуки. Сначала украсим платочек, а потом распишем сарафан (показ воспитателя, самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера.
Давайте повесим рисунки на выставку и полюбуемся ими.