Наталья Ким
Проект в средней группе «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе №3 «Сказка» «Русские народные сказки»
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Публикация «Проект в средней группе „Русские народные сказки“» размещена в разделах
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 месяца.
Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.
Актуальность темы.
Издавна, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Народ создал чудесные сказки, частушки, загадки, поговорки. Русский народный фольклор актуален и в наши дни.
Сказка входит в жизнь ребенка с самых первых дней жизни, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – это незримый проводник культуры в сердце ребёнка. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героизм- это примеры настоящего поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от злости, эгоизма, нечестных поступков, народ красочно рисовал в сказках борьбу зла с силами добра, где добро всегда побеждает зло. Сказка рассказывает нам об очень важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, не верить злу, разоблачать хитрецов и лгунов. Она утверждает нравственные принципы жизни: честность, смелость, патриотизм.
Сказка знакомит с народными устоями, бытом и укладом жизни. Она проектирует жизненные стремления народа, передает его помыслы. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с литературой и с окружающим миром в целом. Из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Русская народная сказка является не только средством нравственного и эстетического воспитания, но и влияет на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, богатство юмором, образными выражениями, метафорами.
Однако сказка – это не только развлечение, но и познавательная деятельность. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, понять её колорит и исключительность.
Проблема.
К сожалению, сегодня, наши дети воспитываются не на добрых, умных сказках, а на современных, не всегда хороших мультфильмах. У многих родителей нет времени почитать книгу с ребенком. Проведя анкетирование родителей и опрос детей в нашей группы, мы поняли, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Так как сказка представляет собой одно из самых проверенных средств нравственного и эстетического воспитания, а также формирует поведение будущего члена современного общества, мы решили реализовать данный проект в группе.
Цель: Формировать у детей стойкий интерес и любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:
• Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, опираясь на сказки.
• Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа.
• Пополнять и активизировать словарный запас у детей, формировать грамматический строй речи
• Закреплять стойкий интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
• Закреплять и применять знания, подученные ребёнком в детском саду;
• Развивать желание у родителей делать совместные творческие работы, активно участвовать в проектной жизни группы.
Для педагогов:
• Формировать творческие способности у ребенка;
• Приобщить родителей к совместной работе с ДОУ, с целью развития и воспитания нравственных качеств у детей.
Ожидаемые результаты:
1. Дети будут иметь более расширенное представление о колорите, характерных особенностях русской народной культуры.
2. Повышение интереса и активности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Формы работы:
Беседы, инсценировка сказок, НОД, презентации, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей, выставки совместных семейных работ по теме проекта, просмотр мультфильмов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
- изучение познавательной и методической литературы по данной теме.
- подготовили подборку литературы для детей.
- подготовили оборудование для оформления стенда «Сказка ложь, да в ней намёк» (картинки с изображением любимых русских народных сказок). Анкетирование родителей
«Значение русской народной сказки в жизни вашего ребенка»
Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Чтение русских народных сказок
Изучение методической литературы
Обогащение развивающей среды :
– русские народные сказки, иллюстрированные разными художниками; альбом, открытки с изображением героев сказок по мере прочтения сказки;
– дидактические и настольно-печатные игры по теме; изготовление театров (настольный, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
– маски, костюмы героев сказок;
– раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, иллюстрации по русским народным сказкам;
Изготовление альбома для рассматривания:
«Любимый герой русской народной сказки» (в рисунках детей и родителей); «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).
Создание картотеки игр:
Русские народные игры : «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Колобок спешит домой».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.
Выставка русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап:
Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «Любимый сказочный герой», «Кто рисует картинки к сказкам»
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование по русской народной сказки «Три медведя»;
- лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»;
- «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель);
- «Зайчик» (оригами);
- аппликация «Заюшкина избушка».
Познавательное развитие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
«Лучшие друзья»
«Путешествие в королевство сказок»
«На поляне сказок»
«Путешествие по сказкам»
ООД «Теремок». Пересказ сказки, опираясь на мнемотаблицу.
Завершающий этап:
- Презентация результатов проекта в форме итогового занятия на тему: «В гостях у сказки»;
- Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Любимый сказочный герой»;
- Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
- Оформление мини-музея «сказочная мастерская» (семейные поделки по теме проекта)
- Викторина «Угадай-ка!»
Инсценировка сказки «Теремок»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Создание фотоальбома по проекту «Русские народные сказки!»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Консультации «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2. Анкетирование «Значение русской народной сказки в жизни вашего ребенка»
3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
4. Оформление выставки:
«Любимый сказочный герой» (рисунки).
«Моя любимая русская народная сказка» (творческие работы по сюжетам сказок).
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Создание творческих работ (совместные поделки, рисунки).
ИТОГ: приобретение детьми опыта собственной творческой деятельности, развитие у детей познавательных интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков.