Вера Тарлыкова
Проект «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение:
Паспорт проекта … 4
Анализ внешней среды…. 7
Анализ внутренней среды…. 7
Актуальность…. 7
Постановка проблемы…. 8
Цель и задачи….….9
1. Содержание и реализация проекта
1.1. I этап- организационно подготовительный …. ….9
1.2. II этап – основной практический …. 13
1.3. III этап – заключительный …. 20
2. Мониторинг развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста …. 21
Публикация «Проект „Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
3. Эффективность работы … 24
4. Выводы …25
5. Литература … 26
6. Приложения
Введение
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться»
Л. Н. Толстой
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Паспорт проекта.
Тема проекта Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников
Автор проекта Тарлыкова Вера Михайловна
Место реализации проекта Старшая группа «Гномики» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляночка» город Новочебоксарск
Проблема проекта Недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста.
Цель и основные задачи проекта Цель : Овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи проекта :
*Обучение детей операциям анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.
* Развитие у детей :
· речи (умение рассуждать, доказывать,
· произвольности внимания,
· познавательных интересов,
· творческого воображения,
* Воспитание коммуникативных навыков,
стремления к преодолению трудностей,
уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Сроки реализации проекта Сентябрь 2015 г. - май 2016 г. (долгосрочный)
Участники проекта Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты • Улучшатся показатели уровня развития логического мышления;
• Появится интерес к играм и занятиям;
• Появится заинтересованность родителей развивать элементы логического мышления детей посредством нетрадиционных дидактических игр;
• Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми
• Внедрение игр в работе с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.
• Обогатится речь детей;
Анализ внешней и внутренней среды
Внутренняя среда
Положительные факторы Отрицательные факторы
*У воспитателя имеется высшее педагогическое образование.
*У воспитателя большой педагогический стаж
*Педагог владеет проектной деятельностью.
*Специалисты ДОУ активно помогают в проведении мероприятий.
*Первая часть по развитию элементов логического мышления реализовалась в среднем возрасте. * У родителей, несмотря на их желание помочь, недостаточно знаний.
Внешняя среда
Положительные факторы Отрицательные факторы
*Мы активно обогащаем материально-техническую базу, принимаем любую помощь.
*Детский сад активно сотрудничает с библиотеками, школами. *Недостаточное бюджетное финансирование ограничивает приобретений игр и пособий.
Актуальность
Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Актуальность нашего проекта вытекает из задач Федерального государственного образовательного стандарта, разработанного на основе нового закона об образовании. А именно, развитие любознательности и познавательной мотивации детей; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Проблема заключается в недостаточном использовании дидактических игр при развитии логического мышления у старших детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
Создание необходимых условий для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
Задачи проекта :
1. Обучать детей операциям: анализа, синтеза, сравнения, классификации.
2. Формировать навыки использования частицы отрицания «не».
3. Формировать навыки упорядоченности действий.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
2. Развивать у детей умение рассуждать, логически излагая свои мысли.
3. Развивать произвольное внимание, познавательный интерес и творческое воображение.
4. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Проект долгосрочный. Первая часть проекта реализовалась в период сентябрь 2014 – май 2015 в среднем дошкольном возрасте. С выявлением уровня развития логического мышления в первом периоде, разработала вторую часть проекта на период сентябрь 2015 – май 2016 в старшем дошкольном возрасте.
1 этап – организационно - подготовительный (констатирующий) – сентябрь. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.
2 этап – основной практический (формирующий) - октябрь – апрель. На формирующем этапе было проведено: отбор и моделирование форм работы с детьми; преобразование предметно – развивающей среды; использование апробированных авторских технологий.
3 этап – заключительный (контрольный) – май. На заключительном этапе диагностика для выявления успешности выбранной технологии при решении обозначенной педагогической проблемы.
1. Содержание и реализация проекта
1.1. I этап - организационно-подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:
1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.
3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
4. С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.
5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
7. Составить план - схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
Разделила их следующим образом:
1. Предметные:
а) дидактические «Логические блоки Дъенеша» Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
«Палочки Кюизенера» Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. «Круги Эйлера» Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу, словесному указанию). В творческий процесс включаются логические операции - анализ, синтез.
б) игры со счетными палочками (по Михайловой) развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
2. Словесные:
- загадки,
- игры на развитие воображения (в том числе - по ТРИЗ - технологии).
3. Пальчиковые игры
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.
1.2. II этап – основной практический
Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.
Задачи данного этапа:
1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.
2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.
3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр. 4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;
5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.
Мысленно я распределяю детей на три группы, с целью дифференцированного подхода. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) - у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а также подключаю к играм соревновательного характера. Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
1.3. III этап- Заключительный
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.
Определение дальнейшей деятельности по развитию элементов логического мышления. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.
Итоговый мониторинг.
Выводы
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
Литература
1. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /Под ред. А. А. Столяра – М., 1991. – 80 с.
2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
3. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие / Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Акцидент, 1997. – 79 с.
4. Математика от трех до шести /Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : «Детство-пресс», 2003. - 176 с.
5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников – СПб. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 128 с.
6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
7. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика - синтез, 2013.
8. Синицына Е. Логические игры и задачи -М., 2004г.
9. Удальцова Е. И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. -М., 1982.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155.
12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
13. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.
(Приложение 1)
Методика работы с Блоками Дъенеша
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3. Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
5. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
6. Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
7. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
8. Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
9. Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.).
10. Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т. д.
11. Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
12. Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
13. Перед ребенком выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет» : «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
14. По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.
15. С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?
16. Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно фигурами другого цвета и размера, другой формы.
19. Ребенку предлагают выложить фигуры по начерченной схеме, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.
20. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
21. В коробку педагог убирает только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.
22. Нужно распределить фигуры между таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
1. цвет обозначается пятном;
2. величина – домиком (большой, маленький).
3. форма – контуром фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
4. толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).
5. Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; если синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; если синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – синие круги, толстые и тонкие и т. д.
Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
(Приложение 2)
Игры с палочками Кюизенера:
1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.
13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.
14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.
16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.
17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.
18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
(Приложение 3)
Тематическое планирование совместной деятельности
Сентябрь. 1)Дидактические игры «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось». 2)Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3)Занимательные вопросы, загадки – шутки.
Задачи: Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления.
Октябрь. 1) Дидактические игры «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке» 2) «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» - знакомство с карточками – символами. 3)Решение логических задач. 4) Головоломки «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Задачи: Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. Задачи на логическое мышление, логические концовки.
Ноябрь. Обобщение. 1) Дидактические игры «Логический поезд», «Назови одним словом» 2) «Логические цепочки». 3)Игра с блоками Дьенеша с карточками – символами. 4)Выкладывание картин из счётных палочек.
Задачи: Обучать в умении подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Обучать в умении находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.
Декабрь. Классификация. 1) Дидактические игры «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» 2) Дидактическая игра «Подбери и назови». 3) Игра с палочками Кюизенера. 4)Учимся отгадывать загадки.
Задачи: Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.
Январь. Систематизация. 1) Дидактическая игра «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов» 2)Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3) Графический диктант.
Задачи: Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу. Обучать самостоятельно находить закономерность.
Февраль. Ограничение. 1) Дидактическая игра «В гостях у лисы», «Что лишнее». 2) Найди фрагменты изображений»3. Головоломки «Сложи квадрат», «Танграм». «Найди клад».
Задачи: Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету, форме, размеру)
Март. Умозаключения. 1)Дидактическая игра «Потому, что…», «Логика» 2) Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. 3. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши»
Задачи: Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.
Апрель. Установление причинно – следственных связей. 1) Дидактическая игра «Почему это произошло». 2) Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3) Логическая мозаика.
Задачи: Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.
Май. 1)Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» 2). Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 3)Решение логических задач. 4)Графический диктант. 5) Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».
Задачи: Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.
(Приложение 4)
Формы работы с родителями
*Консультации «Развивающие игры для ребенка», «Игры для развития логического мышления детского сада и дома»
*Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
*Открытые занятия по формированию элементарных математических представлений по развитию элементов логического мышления
* Совместные игры - занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
* Тематическое развлечение - состязание между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);
*Круглый стол по теме «Я учусь считать»
*Папка передвижка «Веселые цифры», «Живые геометрические фигуры»
*Памятка для родителей «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»
*Выступление на родительском собрании по вопросу «Развитие логического мышления у дошкольников» (как часть родительского собрания)