Ольга Касаткина
Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
Слайд 1
Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями.
Слайд 2
Развитие детского мышления исследовали психологи и педагоги такие как П. Симонов, А. В. Запорожцев, Л. Я. Береславский.
Публикация «Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее не достаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.
Слайд 3
Существует три вида мышления :
• Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами) Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет.
• Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) На основании наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное.
• Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Слайд 4
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Слайд 5
В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как:
Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части.
Слайд 6
Опираясь на исследования современных авторов, развитие логического мышления через дидактические игры решила проводить по следующим направлениям:
- развитие и совершенствование мыслительных операций в специально – организованной деятельности;
- использование дидактических игр на развитие логического мышления;
- развитие интеллектуальных способностей;
- взаимодействие и общение детей между собой.
Слайд 7
Исходя из этого, определила следующие формы дальнейшей работы:
- специальные;
- игровые;
- работа с родителями.
Слайд 8
Игра для ребенка это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У него нет другого способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения.
Слайд 9
В своей работе использую игры на развития логического мышления. Прежде ребенка нужно научить выделять внешние свойства предмета, потом – внутренние: их функцию назначения родовую принадлежность.
Слайд 10
Поэтому для развития словесно – логического мышления.
использую упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Например: Предлагаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое – либо понятие:
- Назвать слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.
- Назвать слова, относящиеся к спорту.
- Назвать слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
Слайд 11
Так же использую такие игры как :
"Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).
"Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).
"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
"Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).
"Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.
Загадки.
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию.
Лабиринты
Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.
Слайд 12
«Четвёртый лишний»
Слайд 13
«Назови одним словом» (обобщение)
Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.
Слайд 14
«Разрезные картинки»
Слайд 15
«Нарисуй вместо точек недостающую фигуру»
Слайд 16
«Бывает - не бывает»
Слайд 17
Последовательность событий
«Кто кем (чем) будет?»
Слайд 18
Подбор слов по аналогии
Слайд 19
«Найди пару»
Слайд 20
«Нужно - не нужно»
Слайд 21
«Логический поезд»
Слайд 22
Упражнение на развитие скорости мышления.
Слайд 23
«Нелепица»
Слайд 24
Эффективность проведения игр зависит от того, насколько будут соблюдены
следующие условия:
• систематичность проведения;
• распределение в порядке возрастающей сложности;
• подчиненность заданий поставленной цели;
• чередование и вариативность упражнений.
Слайд 25
В своей работе использую дидактические игры логические блоки Дьенеша.
Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета и т. д.
Слайд 26
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.
Взаимодействие осуществляется в разных формах:
а) индивидуальные беседы, консультации;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр,
дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.
Слайд 27
Данная практика показала себя эффективной: дети постепенно усваивают материал, повышается уровень логического мышления, активность детей в педагогическом процессе.
Слайд 28
Спасибо за внимание!