Марина Агромова
Проект «Маленький оазис в центре города»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Проект
«Маленький оазис в центре города»
Составила: старший воспитатель
Агромова М. С.
г. Козловка
2013 г.
…Я не один, пока я с вами -
Деревья, птицы, облака…
Л. Завальнюк
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Создать уникальный, необычный, зеленый оазис, служащий оздоровлению детей и взрослых, питающий «легкие города».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Публикация «Проект „Маленький оазис в центре города“» размещена в разделах
1. Формирование общественного мониторинга с приоритетным направлением на экологическое просвещение детей и родителей.
2. Развитие здорового ребенка в экологически чистой среде
3. Выработка активной гуманистической позиции по отношению к природе.
4. Формирование ребенка с «новым экологическим мышлением», которое заключается в изменении потребительского отношения к природе – на созидательное.
5. Воспитание чувства патриотизма и толерантности к другим культурам и народам, любви к своему городу через участие детей в формировании окружающей среды.
Конечные и промежуточные результаты проекта :
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Сформировать новую стратегию экологического развития подрастающего поколения, основанную на кардинальном изменении в их сознании системы ценностей по отношению к природе.
2. Модель природно – ландшафтного комплекса: «Маленький оазис в центре города» позволит решить задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Близкий контакт с природной средой создаст психо – физическую гармонию, благодаря влиянию солнечного света, комфортному повышению влажности воздуха среди растений вкупе с жизнерадостной цветовой гаммой, запахами трав, цветов и деревьев, общаясь с природой, ребенок ощутит благотворное воздействие растительного мира, узнает много нового из жизни природы, научиться заботливому отношению ко всему живому.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. На основе создания живописного «оазиса» получать информацию о природе, разнообразии видов, красок, форм объектов.
2. Выработать умение чувствовать природу, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями.
3. Осуществлять практическую экологически ориентированную деятельность детей на благо природы.
Сроки выполнения проекта :
1 августа 2013 года
Объемы и источники финансирования:
Создание ландшафтного проекта «Маленький оазис в центре города».
Цветник: «Город золотой»
Управление сельского хозяйства администрации Козловского района
Отдел охраны природы
Альпийская горка
Зона экоогорода
Фитоуголок
Сотрудники детского сада
Обеспечение саженцами для создания
«Шервудского леса»
Лесничество
Автодром
Частный предприниматель
Патио
Центр воды и песка : «Капитошка»
Частный предприниматель
Аннотация:
Год от года наша жизнь становиться все динамичнее, поражая темпами роста технического прогресса. И вот мы, сталкиваемся с немыслимыми ранее проблемами справиться с которыми, опираясь лишь на прежний опыт, невозможно.
Самое тревожное в том, что «грязная» экология города в первую очередь отражается на здоровье детей. Запыленность, потоки транспортных средств, результаты деятельности заводов – не способствуют оздоровлению окружающей среды.
Осознавая всю важность обозначенных проблем, педагогический коллектив МДОУ «Радуга» разработал проект : «Маленький оазис в центре города» по экологическому образованию и оздоровлению подрастающего поколения.
Деятельность коллектива по созданию природно-ландшафтного проекта включает следующие этапы: диагностико-аналитический, проектирование, внедрение.
Модель природно-ландшафтного комплекса дошкольного учреждения состоит из системы ландшафтных блоков, включающие в себя объекты экологии:
- биотоп - «местообитание» и «рекреация» для насекомых. Дети знают: «биотоп» - дом для живых существ, которым нет места в городе и только здесь, в намеренно, «запущенном» нетронутом и заросшем кусочке, луга могут найти пищу ящерицы, жуки и гусеницы. Основной газон – мавританский. Яркие цветы и душистые ароматы привлекут сюда бабочек, стрекоз. Трухлявый пень-теремок – дом для муравьев, мошек, жучков. Подняв камень, дети могут найти под ним дождевого червяка.
- биоогород – здесь дети смогут увидеть приемы рационального землепользования, что, несомненно, расширит их кругозор и послужит пластичности мышления. Выхода из стереотипа в этом виде деятельности.
- тропа здоровья и фитоуголок – тропа здоровья намеренно выполнена из небольших отрезков, мощенном разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, сосновые шишки, горбыли /для тренировки стоп/, песок, галька. В центре участка «посиделки» : стол и стулья из пней, расположенных полукругом. «Посиделки» окружены деревьями, кустарниками, ель, сирень и другие растения, обладающие фитонцидными свойствами.
- патио: прекрасно, когда на территории детского сада есть уголок, где можно посидеть в тени деревьев, тихо поговорить на интересные темы, провести занятие с психологом. Здесь можно разыграть театральную сценку и придумать еще много интересного. В середине располагается сцена. Декоративно оформленные приствольные круги больших деревьев, яркие цветочные клумбы, навесы-зонтики, сформированные из вьющихся растений, придадут неповторимое очарование всему участку.
- в центре воды и песка «Капитошка» дети получат возможность экспериментировать, проводить опыты с водой и другими природными материалами.
В оформлении игровых площадок были заложены следующие принципы:
1. Максимальное введение широкой палитры красок, как в малые архитектурные формы, так и в цветовое решение клумб и бордюров.
2. Расположение на участке фигурок из природного материала – зверушки. герои мультфильмов, замки, шалашики.
3. Все входы на участки украшены металлическими арками, увитыми вьющимися растениями.
4. В соответствии с ситуацией заложены геометрически четкие небольшие ковровые цветники из семян неприхотливых растений /ирисы, шнитт-лук и т. д. /
5. Дополняют детские участки многофункциональные домики или «домики-трансформеры».
6. Озеленение площадок создает комфортные условия для занятий подвижных игр и отдыха, поэтому запланировано при озеленении максимально в большом количестве применятьфитонцидные, пылеулавливающие, а также легковосстанавливающиеся после поломки виды растений.
Озеленение площадок состоит из крупных деревьев, высаживаемых в скамьи –ограничители, что обусловлено спецификой площадок, необходимостью защиты растений от поломок, вытаптывания и создает на площадках легкое затенение в местах отдыха.
Здесь же установлены скамьи, теневые навесы-беседки.
Содержание проекта :
Обоснование необходимости выполнения проекта :
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей.
Еще одна проблема – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном телевизором.
Развитие технического прогресса, промышленности работа заводов загрязняют атмосферу и природу своими отходам производства.
До сих пор бытует мнение, что «человек - царь, хозяин природы». Необходимо изменить данное мировоззрение, воспитать дошкольника с новым экологическим мышлением, превратив его из потребителя, разрушителя природы – в созидателя, создав для этого необходимые условия для знакомства с окружающим миром, заботы о нем, отдыха и оздоровления, умения жить в гармонии с природой.
Первой ступенью организации экологического образования должно стать дошкольное образовательное учреждение, т. к. именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир развивающий все потенциальные возможности ребенка.
Имеющиеся ресурсы:
Для созданияданногопроекта и анализаимеющихсяресурсов были проведены следующие этапы: диагностико – аналитический. проектирование, внедрение.
Диагностико - аналитический этап:
- анализ природного и социального окружения;
- анализ микросреды территории ДОУ
Результаты проведенного мониторинга показали:
- ДОУ находится в густонаселенном районе города, в непосредственной близости от транспортной магистрали;
- на территории нахождения детского сада повышен уровень пылевого и шумового загрязнения;
- на территории ДОУ недостаточное видовое разнообразие растений;
- недостаточное пылевое и шумовое отражение по периметру территории /«зеленый щит».
На этапе проектирования имеются следующие ресурсы, которые можно использовать в дальнейшем для его реализации.
-созданы экологические проекты, в которых принимали участие воспитатели всех возрастных групп: «Возвращенный лес», «Какой я хочу видеть игровую площадку своей группы.», «Мисс Клумба», «Мой любимый цветок», «Здравствуй, дерево!»;
- экологические проекты, в которых принимают участие родители: «Дерево моего ребенка»;
- конкурсы рисунков, рассказов для сотрудников : «Наш участок – экологический островок»;
- для детей: «Каким я вижу свой участок», «Самый красивый цветок», «Мой любимый цветок»;
- для родителей: «Каждый участок - цветущий сад»;
- составлен каталог растений родного края, которые подбирались с учетом их биологических, условий произрастания и лекарственных ценностей;
- создан проект эколого – развивающего комплекса на территории ДОУ;
- составлена смета расходов, продуманы источники финансирования;
- с отделом охраны природы и лесничеством заключены договора на обеспечение детского сада, саженцами и рассадой цветов;
- для оздоровления микросреды территории ДОУ создан уголок леса;
- травяной покров использован как элемент декоративного и экологического оформления территории;
- имеется проект тропы здоровья и метеостанции;
- накоплен богатый материал по определению погоды в соответствии с народными приметами.
- выделено место для фитоуголка, огорода,фонтана. лаборатории. площадки для автодрома и отдыха;
- ведется диагностика, самодиагностика, мониторинг экологических знаний детей;
- анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний о природе, умений по уходу за ее объектами, представлений о будущем эколого – развивающем комплексе детского сада.
Долгосрочные и краткосрочные
цели проекта :
Долгосрочные цели:
1. Создать эколого-развивающий комплекс в рамках реализации Временного государственного образовательного стандарта по экологическому воспитанию.
2. Экологизация микросреды: преобразование природной среды для создания комфортных условий пребывания детей и их оздоровления.
Краткосрочные цели:
1. Уменьшить уровень пылевого и шумового загрязнения территории детского сада.
2. Увеличить на территории МДОУ видовое разнообразие растений.
3. Привлечь родителей, сотрудников, воспитанников к работе по проектированию природной среды детского сада.
4. Создать декоративное озеленение территории МДОУ.
5. Решение познавательных, эстетических и природоохранных задач.
Показатели эффективности:
1. На территории МДОУ появится эколого-развивающий комплекс: «Маленький оазис в центре города», способствующий оздоровлению детей и окружающей среды, его зеленые насаждения пополнят «легкие города».
2. Территория детского сада станет живописнее,красивее и благоустроеннее.
3. У детей появится много различных мест пребывания для решения познавательных, эстетических и природоохранных задач / огород, сад, тропа здоровья, лаборатория, метеоцентр, патио, альпийская горка, клумбы: «Золотой город», фонтан, центр воды и песка «Капитошка» и т. д. /
4. Появятся красочные постройки, необходимые для организации игровой и двигательной деятельности дошкольников, живописно сочетаясь с растительным окружением.
5. Повысится уровень знаний о природе у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
Содержание конкретных мероприятий:
Конкретные мероприятия.
Сроки
выполнения
Исполнитель
1. Диагностико-аналитический этап:
-анализ природного и социального окружения
-анализ микросреды территории МБДОУ
Выбор темы проекта и самостоятельного взгляда на решение проблемы. Определение своей позиции.
3 .05.13г.
администрация детского сада
2. Сбор информации.
Разработка схемы управления проектом.
10.05.13г.
заведующий, ст. воспитатель
3. Создание условий для разработки проекта :
а) привлечение к работе по проектированию сотрудников, воспитанников, родителей.
б) проведение конкурсов, рисунков рассказов.
в) составление каталога растений родного края
г) создание общего проекта эколого-развивающего комплекса на территории МБДОУ.
д) составлена смета расходов, продуманы источники финансирования.
15 -20.05.10
Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели.
4. Подготовка к написанию проекта.
23.05-25.05.13г.
ст. воспитатель
5. Формирование и реализация эколого-развивающего комплекса «Маленький оазис в центре города». до 1.08.13г. заведующий, ст. воспитатель,
6. По периметру территории подсадить деревья: березу,ель, которые будут служить «Зеленым щитом» для детского сада. октябрь-ноябрь 2013г.
коллектив детского сада, лесничество родители
7. Для регулирования инсоляции на участках посадить ивы, кроны которых легко превращаются в естественные зонтики. ноябрь
2013г. коллектив детского сада, лесничество
8. Использовать кустарники в качестве «живой изгороди» для обозначения территории отдельных участков. ноябрь 2013г. воспитатели детского сада, лесничество
9. Обогатить уголок леса новыми посадками, превратив в «Шервудский лес». октябрь-ноябрь 2013г. воспитатели
детского сада, лесничество
10. Разбить биотип – зоны, максимально приближенной к естественному микробиоценозу, с сохранением характерных для этой местности «дикоросов» и насекомых. июнь 2013г. воспитатели детского сада
11. Организация биоогорода, фруктового сада:
-для выращивания фруктовых и овощных культур.
-решения задач:
-познавательных: развитие растения от семени до семени, видовое разнообразие растений.
-эстетических: любование плодовыми деревьями в разное время года.
-природоохранных: обучение трудовым навыкам по выращиванию растений май 2013г. воспитатели детского сада, завхоз.
12. Создание тропы здоровья, экологической тропы, которая включает в себя:
-типичные для данной местности деревья и кустарники, расположенные по всему маршруту.
-экзотические древесные породы /каштан, туя. /
-растения в парах для сравнения /ель,сосна, лиственница/
-пень спиленного дерева /для наблюдения за появлением около него молодой поросли. /
-муравейник /для наблюдения за жизнедеятельностью насекомых /
-рябиновую аллея.
-метеоцентр
-природные сообщества: луг поле, уголок леса
-площадку для отдыха
-огород и фруктовый сад. июль 2013г.
ст. воспитатель, воспитатели
13. Создание патио – рукотворного объекта в природной среде, многофункционального актового зала под открытым небом,площадка для отдыха игр, инсценирования. июль 2013г. частные предприниматели
14. Организация центра воды и песка : «Капитошка», лаборатории,клумбы «Золотой город», «Золотого луга». июль,2013г. частные предприниматели
15. Создание автодрома июль,2013г. спонсоры
16. Создание газонного покрытия игровых площадок /мавританский газон/,приобрести
газонокосилку. май – август 2013г. воспитатели, родители
17. Размещение на участках домиков-трансформеров:
-в виде медведя,с таким домиком интересно инсценировать русские народные сказки о животных, слушать о них занимательные рассказы и придумывать разные истории.
-Для группы детей раннего возраста установлен домик «Желтый цыпленок» с закрепленной на фронтоне ярко раскрашенной фигурой петушка. Рядом с домиком уютно пристроилась необычной формы машинка с рулем-«подсказкой» для игр малышей в «Семью», «Дом», «Гараж» и др.
Для детей постарше домик «Божья коровка» может превратиться в самолет: если открыть дверки, они становятся крыльями летательного судна, а пропеллер перед домиком, используемый как ветряк,винтом большого самолета.
Чем старше возраст, тем более функциональна постройка.
«Кошкин дом» - каждая сторона этого домика выкрашена и оформлена по- своему. С одной стороны, это «Кошкин дом» из сказки с печью и ставенками,с другой -медсанчасть с окном для выдачи лекарств, с третьей- МЧС. Здесь есть ведро и шланг для тушения огня, телефон с номером: «01»,для вызова пожарных. Имеющиеся «окошки»или прикрепленные щиты могут служить мишенями для метания в цель. Внутри домик легко переоформляется в зависимости от игры- или это обычный жилой дом, или военный госпиталь, или штаб для военных,или привал «альпинистов».
Домик «Корабль» оборудован капитанским мостиком, трапом, мачтой. Для капитана, рулевого и др. действующих лиц имеются необходимые атрибуты,как нарисованные, так и действующие: штурвал,бинокль,рупор, фуражки.
Нашим ноу-хау будет оформление детских площадок ивой - деревом, обладающим замечательными свойствами. А также выполнение всевозможных конструкций из живых побегов.
Это беседки,зеленые домики, шалашики, изящные заборчики,и даже зеленый корабль, который словно приплыл к нам из волшебной страны.
В ивовых зарослях, дав волю своей фантазии, можно увидеть избушку Бабы-Яги, домик водяного, фигуру неуклюжего медведя, развалины замка.
Раз построенные, эти сооружения будут жить в саду,расти вместе с детьми,развиваться, обрастая новыми деталями.
Все остальные конструкции: деревянные беседки,песочницы, детские игровые домики – год от года стареют. Эти же постройки останутся молодыми – они ведь живые! Более того, с каждым новым летом они будут изменяться, оставаясь прежними, и все же каждый раз обновляясь.
июль 2013г. лесничество, работники МБДОУ, родители
18. Ведение мониторинга результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитательно-образовательном процессе. 2010 – 2012 г. г. ст. воспитатель
Схема управления проектом :
/ \
Координация работы по реализации проекта : заведующий, старший
воспитатель
/ \
Коллектив детского сада
/ \
Родители воспитанников Частные предприниматели Спонсорская помощь
Конечные результаты реализации
проекта :
1. Создание эколого – развивающего комплекса: «Маленький оазис в центре города» на территории МБДОУ.
2. Оздоровление микросреды территории МБДОУ.
3. Позитивное отношение к живой природе, развитие эмоционально – личностной сферы детей.
4 .Повышение знаний о природе, окружающем мире у детей, родителей, воспитателей.
5. Формирование навыков и умений по уходу за живыми объектами и растениями природы.
Смета расходов на реализацию проекта :
№ Наименование расходов Количество Сумма
1 Постройка домиков-трансформеров:
7 30 тыс. руб
2 Приобретение газонокосилки 1 7 тыс. руб
3 Создание автодрома 1 20 тыс. руб
4 Приобретение рассады деревьев и кустарников 20 5 тыс. руб
География реализации проекта
Чувашская республика город Козловка Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Устойчивость проекта
Результаты работы данного проекта оказали как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей, педагогов способствовало формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.
Таким образом, проект благоустройства помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей. А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольных