Юлия Гвоздик
Проект по рабочей программе «Маленький волжанин»
Паспорт проекта
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: средней продолжительности.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность.
Публикация «Проект по рабочей программе „Маленький волжанин“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В национальной доктрине образования в РФ выделены основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель проекта
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Повышение педагогических компетенций родителей в знаниях об исторических, культурных, природных местах родного края.
Осуществление комплексного подхода в воспитании детей в духе патриотизма, приобщении дошкольников к истории и культуре родного Поволжья, ознакомлении с местным достопримечательностям, природой родного края, воспитании любви и привязанности к семье, семейным традициям.
Задачи проекта :
Развивать социо-культурные компетенции педагогов, родителей в эколого-краеведческом, культурно-историческом и художественно-эстетическом направлениях воспитания дошкольников.
Воспитывать у детей любознательность, чувство красоты, любви, привязанности к своей семье, родному дому, своему краю.
Формировать бережное гуманное отношение к природе и всему живому родного края.
Развивать у детей чувство гордости и привязанности к любимым местам родного края.
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение социо-культурных компетенций, педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи.
Методы работы : беседа; анкетирование, индивидуальное консультирование, круглый стол
Условия реализации: данная система предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ. Проект реализуется на базе МБДОУ д/с43 г. Волжского Волгоградской области.
Предполагаемый результат:
Повышение активности родителей в формировании у детей стремлений к познанию природы, истории родного края, его традиционной и современной культуры, развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию.
Осмысление родителями ценности семейных выходных, познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира.
Приобщение родителей к совместным с детьми экскурсиям по родному городу, путешествиям по территориям Волгоградской области.
К пониманию значения отображения ребенком полученных впечатлений от увиденного в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
Работа с родителями в реализации проекта.
Повышение интереса к работе ДОУ.
Приобщение взрослых к посещению краеведческих, природных мест Волгоградской области.
Активизация участия в выставках, подборе фотоматериала, информационного материала, текста стихотворения для оформления альбома «Нет на свете краше Волгоградской области нашей».
Продукт проектной деятельности.
Оформление альбома с заметками в стихотворной форме «Нет на свете краше Волгоградской области нашей. Путешествие на облачке»
Предварительная работа :
Сбор информации о путешествиях, экскурсиях родителей совместнос детьми по родному городу, по территории Волгоградской области, подбор фото, иллюстративного материала об интересных местах родного Поволжья Разработка анкеты для родителей «Мини-блиц опрос».
План реализации проекта.
Этап Период Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
подгото-вительный март
2016г. Формулирование проблемы.
Изучение литературы по краеведению. Изучение литературы по краеведению.
Разработка плана проекта совместно с родителями. Участие в разработке плана проекта.
Разработка плана по воспитательно – образовательной работы.
основной март
2016г. Создание условий
для реализации проекта.
Создание предметно – развивающей среды.
Рекомендации, консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Растим гражданина», «Мы любим свой город, свой край» Непосредственная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Беседы «Знаешь ли ты свой город, родной край?» «Мой город», «Край родной Поволжье», «Красота родного края» Беседы с детьми о родном городе, крае
Чтение детям литературы о родном крае Нижнего Поволжья Разучивание стихов. Прослушивание песен о родном городе, крае. Чтение детям литературы, стихов о памятных местах, природе родного края.
Дидактические игры по краеведению, Игровое занятие по конструированию, Художественное творчество с детьми Дидактическая игра по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»,
Дидактические игры по краеведению
Игровое занятие по конструированию «Путешествие по родному краю»
Художественное творчество детей «Улицы родного города» ,
коллективная работа "Путешествие" Самостоятельный подбор тематики о родном крае, совместном отдыхе с семьей по художественному творчеству детей совместно с родителями
Совместное рассматривание фото, иллюстраций о родном крае. Совместное рассматривание фото, иллюстраций о родном крае. Отбор материала для фотоальбома «Семейный отдых». Подбор совместно с детьми фото, иллюстративного материала об интересных местах Нижнего Поволжья
Заключи-
тельный апрель
2016г. Привлечение детей и родителей к оформлению альбома с заметками в стихотворной форме «Нет на свете краше Волгогр адской области нашей. Путешествие на облачке»
. Участие в составление стихов по материалам об интересных местах Нижнего Поволжья Составление стихов по материалам об интересных местах Нижнего Поволжья
Изготовление альбома с заметками в стихотворной форме «Нет на свете краше Волгоградской области нашей. Путешествие на облачке» Участие в изготовлении альбома «Нет на свете краше Волгогр адской области нашей. Путешествие на облачке» Участие в изготовлении альбома «Нет на свете краше Волгогр адской области нашей. Путешествие на облачке»
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Комплексно-тематическое планирование НОД.
Время проведения Тема Цели Форма проведения
март «Знаешь ли ты свой город, родной край?» Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию
Беседа
«Мой город», «Край родной Поволжье», «Красота родного края»
«Угадай, где я нахожусь?» Воспитывать у детей любознательность, чувство красоты, любви, привязанности к своей семье, родному дому, своему краю.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города Беседа
Дидактическая игра
«Собери картинку»
Закрепить знания детей о гербе и флаге Волгоградской области, г. Волжского Дидактическая игра
«Путешествие» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке Художественное творчество детей (коллективная работа детей подготовительной группы)
«Улицы родного города» Учить передавать красоту родного города Художественное творчество детей Изобразительная деятельность
«Достопримечательности родного края» Закрепить знания детей о достопримечательностях Волгоградской области. архитектурных памятниках города Подбор книг, иллюстраций
Обобщение
При реализации данного проекта были организованны различные мероприятия, которые носили не только развлекательный, но и познавательный характер. Во время бесед дети делились своими впечатлениями от увиденного с родителями, а также узнавали много нового друг от друга и от педагогов. Много положительных эмоций дети испытали во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с интересными местами Нижнего Поволжья.
Хочется отметить, то во время работы по реализации проекта была установлена тесная связь родителей с детьми и детским садом.
Литература
Е. С. Евдокимова (редак.) Примерная региональная образовательная программа «Воспитание маленького волжанина» -М. «Планета» 2012г.
А. С. Скрипкин, А. В. Луночкин, И. И. Курилла «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности» - М. «Планета» 2013г.
Л. В. Лосева, М. В. Корепанова, А. М. Яценко «Мы живем на земле Волгоградской» метод. пособие по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников - Волгоград, 2003г.
Пронина М. А., Карнаухова М. А. «Патриотическое воспитание как ценность российского общества» Волгоград, «Станица-2», 2014г.
Е. М. Поспелов «Словарь географических названий» -2000г.
Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников.
Подборка стихов, песен о г. Волжском, Волгоградской области.
В. И. Натарова «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» - Воронеж «Учитель», 2005.
Методическое пособие для педагогов. Авт. -сот. Ветохина А. Я. и др. – СПб., «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Проектная деятельность старших дошкольников М. :2011г.