Татьяна Звонова
Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Автор проекта : воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т. А.
Вид проекта : творческий, познавательный
Участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие
Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.
Публикация «Проект „Приобщение детей к миру художественной литературы“» размещена в разделах
Проблема: необходимость чтения детям сказок
Место проведения: детский сад №1
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)
Цели: познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.
3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом).
4. Воспитывать культуру речевого общения.
5. Воспитывать бережное отношение к книге.
Развивающие:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.
3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми).
Формы работы с детьми: чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок с использованием ИКТ, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.
Ожидаемые результаты:
Слушать произведения художественной литературы (сказки)
Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
Воспроизводить содержание произведения;
С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Знать содержание сказок
Отгадывание загадок
Предполагаемый результат:
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей: справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.
Пояснительная записка
Сказка - прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Актуальность проекта :
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
Дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием
компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей.
План реализации проекта
Этапы проекта Содержание деятельности
Практические мероприятия
I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.
2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему: «Бережное хранение книг» 1. Беседы «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой».
2. Проведение игры «Книжная больница»
II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 3. Организовать экскурсию в библиотеку д/сада.
Взаимодействие с педагогом-психологом 3. Игра-занятие «Необыкновенные книжки»
Знакомство детей с книгами библиотеки.
Обучение педагогом-психологом приемам владения куклами БИ-БА-БО
III. Реализация идеи 4. Чтение р. н. сказок: «Теремок», «Волк и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».
Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.
5. Выставка: «Наши любимые сказки»
6. Итоговое мероприятие- презентация с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» 4. Игра «От загадки к сказке» - формировать умение отгадывать загадки к сказкам.
5. Игра «Покажи героя»- дети определяют имя героя, имитируя его походку.
6. Инсценировка детьми сказки «Теремок»
7. Оформление коллажа «Наши любимые сказки»
8. Проведение конкурса совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»
9. Проведение ООД по развитию речи_ «Сундучок сказок», «Путешествие по сказкам».
Взаимодействия с родителями
Содержание деятельности Практические материалы
1. Познакомить родителей с планом работы по проекту : «Дарите детям сказки» 1. План по реализации проекта
2. Провести родительское собрание. 2. Родительское собрание: «Роль сказки в жизни ребенка»
3. Анкетирование родителей по данной теме. 3. Результаты анкеты
4. Консультации для родителей 4. Консультации: «Приобщение детей к художественной литературе», «Как правильно читать детям книги»
5. Рекомендации для родителей 5. «С какого возраста начинать читать сказки?»,
«Какое время в режиме дня выделить для чтения?», «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?»
Вывод: По завершению реализации проекта
- дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.