Ольга Бойко
Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку
жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной,
неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы
в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и
роскошное общение с мыслью, красотой, величием
русского духа, неисчерпаемым источником знаний.
Этому надо учить, учить и учить – приобщению к
радостям жизни в мире книг».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Эти слова российский педагог произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI, они не потеряли своей актуальности.
Литература тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок, детская поделка являются мощным средством познания и отображения действительности, в них раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так в рисунке, лепке, аппликации дети отражают полученные ими впечатления.
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.). Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения, предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят», или «кап-кап, дождик идёт», нарисовать карандашами, свечой и т. д.
Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.
Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Цель: развивать устойчивый интерес к художественной литературе как к произведению искусства, способствовать развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышать степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Задачи:
• расширять знания детей по художественной литературе;
• познакомить детей с разными техниками изодеятельности;
• развивать интерес к изобразительному искусству, к художественному слову;
• активизировать речь, расширять словарный запас;
• способствовать развитию памяти, восприятия, творческой активности;
• содействовать развитию мелкой моторики;
• развивать коммуникативные навыки (работа в парах, группах, коллективе);
• развивать умение мыслить и выражать свои мысли, воплощать идеи на практике при помощи изобразительных средств;
• вызывать эмоциональный отклик у детей на прочитанные произведения.
• раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Вид проекта: информационно-творческий.
Возраст детей: 3-7лет.
Продолжительность проекта: краткосрочный – с 1 октября по 30 ноября.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, администрация.
Проблема: Детское художественно-изобразительное творчество.
Формы реализации проекта:
чтение и заучивание произведений художественной литературы;
знакомство с конструкцией книги, рассматривание иллюстраций;
НОД;
дидактические игры;
просмотр видеофильмов по произведениям;
игры-путешествия (в сказку);
беседы;
творческие мастерские;
выставки работ;
работа с родителями.
Работа над проектом.
1. Подготовительный этап.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии:
Подбор материала и оборудования, подбор песен, стихов, игр, театральных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление стенда по ИЗО для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
2. Основной этап.
Чтение,
разучивание произведений
художественной литературы
И. Бунин "Листопад"
М. Волошин "Осенью"
В. Даль "Война грибов с ягодами"
Ю. Тувим "Разговаривали вещи"
пословицы, поговорки
загадки
Просмотр м/ф
"Вершки и корешки"
"Крошка Енот"
"Репка"
"О том, как гном покинул дом"
Просмотр презентаций
"Осень"
"Животные осенью"
"Грибы"
"Как хорошо уметь читать"
Беседы и НОД
Познание.
Формирование целостной картины мира.
"В осеннем лесу", "Листопад", "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Рябинка", "Улетают птицы", "Дары Осени" и др.
Музыка.
"Осенний дождь", "Музыка Осени" и др.
Физическая культура.
"По осенней дорожке", "Звери осенью" и др.
Коммуникация
Коллективные работы: "Грибочки в кузовочке",
"Осеннее дерево", "Рябинка".
Изобразительное искусство
Различные техники изодеятельности: пуантилистика ("Рябинка", "Овощи", монотипия ("Листопад", "Осенний лес", аппликация ("Осенний вечер", улетают птицы», восковой резерв ("Осенний дождь", декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – хохломская роспись, квиллинг ("Рябинка") и др.
Наблюдения
Наблюдения за природой на участке под музыку и чтение стихов про осень.
Дидактические игры
"Из какой сказки?"
"Четвертый лишний"
"Цветик-семицветик"
"Персонажи и предметы"
Театрализованная деятельность
Инсценирование сказки "Репка", исполнение ролей грибов, животных из сказок, стихов.
Альбом творчества детей и родителей
"Фруктово-овощная сказка" (сказки)
"Животные осенью" (стихи)
Мероприятия по работе с родителями:
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к творчеству;
- рекомендации родителям по приобретению раскрасок по художественным произведениям в соответствии с возрастными особенностями детей;
- консультации для родителей о значении художественной литературы в жизни и развитии ребёнка;
- сочинение сказок, стихов, рассказов к рисункам детей.
3. Заключительный этап.
- оформление выставки детских работ;
- показ НОД по теме;
- создание альбома творчества детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Педагоги и родители удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован материал по теме проекта.
Дети используют в речи понятия "иллюстрация", "иллюстратор", "портрет", "пейзаж", пытаются и сочиняют рассказы, стихи, сказки, более раскрепощённо их рассказывают.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны, владеют разными техниками изодеятельности;
Пополнился словарный запас у детей, они знают и называют названия литературных произведений, в свободной деятельности широко применяют полученные знания, умения, навыки, расширился их творческий потенциал.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, появилось желание общаться с педагогами, участвовать в жизни сада.
Вывод.
В реализацию проекта были вовлечены все участники на предполагаемый срок. Была использована необходимая литература, музыка. Дети познакомились со многими литературными произведениями из книг, мультфильмов, видео- и аудиокниг, изображали героев в разных техниках изодеятельности. Они с удовольствием "оживляли" предметы и сочиняли про них сказочные истории. В старшей группе дети пока ещё затруднялись в составлении сказок по своему рисунку, однако раскрепощённо старались это сделать. Более чувствительны к музыке стали ребята, особенно в старшей группе. Определяя характер и ритм, они соотносили музыку с героями сказок, стихов. Активно выполняли ребята все движения физминуток и подвижных игр, заучивали их тексты. Дети учились работать вместе, сообща, помогая друг другу. Этому способствовали коллективные, групповые работы. В подготовительной группе ребята уже научились самостоятельно соблюдать порядок, дисциплину. У них возрастает интерес к чтению, сочинению. Этому помогают их родители: своим примером, участвуя в конкурсах, беседуя с ребёнком по теме НОД, организовывая вечера чтений дома. Достижение всего вышеперечисленного и было целью данного проекта.