Лариса Полякова
Проект по экологии «Невидимка нужен всем» на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Невидимка нужен всем»
Воспитатель: Полякова Л. А.
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Длительность: 6 месяцев, ноябрь-апрель.
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети подготовительной группы (возраст 5-6 лет).
Образовательная область: Познание. Мир природы. Безопасность.
Публикация «Проект по экологии „Невидимка нужен всем“ на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?
Гипотезы «Воздух невидим потому,что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому, что он не предмет».
Цель: С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут :
- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Краткое содержание проекта :
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой (образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммуникация»). Может быть реализован с детьми 5-7 лет.
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.
В ходе работы над проектом, дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?».
Этапы реализации проекта :
1 этап: подготовительный.
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы-«помощники» : лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).
Анкетирование родителей по данной проблеме.
Диагностика знаний детей на начало проекта.
2 этап: основной.
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть:
Составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме «Эксперименты в детском саду и дома».
Практическая часть:
1. Занятия по экологическому воспитанию.
2. Игры- эксперименты по данной проблеме.
3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
3 этап: заключительный. «Презентация проекта».
Представление результатов проекта в МБДОУ в виде :
- Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
- Конспект итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе?».
Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.
Оформление информационно-исследовательского проекта «Невидимка, который нужен всем».
Краткое описание проекта :
Описание методов оценивания.
В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста (диагностика). Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и детей, разрабатывается перспективно- тематический план по данной проблеме.
После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме.
Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста (февраль- сравнительная диагностика). Оценивается уровень сформированности представлений у детей о воздухе.
Описание форм образовательной деятельности.
Ноябрь
1 неделя
Проект начинается с обобщения и уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.
2 неделя
Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов.
3 неделя
Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.
4 неделя
Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребенка к исследованиям, опытом, открытиям.
Декабрь
1 неделя
Расширить представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, не имеет вес.
На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.
Для чего нам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Имеет ли свой запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет).
2 неделя
Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов?
Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом. Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
3 неделя
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, то он может лопнуть.
Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1893 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди. Первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.
4 неделя
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, ее можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из нее и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.
Январь
2 неделя
Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После проведения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
Предложить детям самостоятельно, с помощью предметов, доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.
3 неделя
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
С помощью опытов закрепить у детей представление о том, Что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).
4 неделя
Обобщаются результаты исследований. Проводится самостоятельная работа в уголке-лаборатории.
Февраль
1 неделя
Познакомить детей с причинами возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер).
Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.
2 неделя
Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на доме.)
Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)
Дети проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.
3 неделя
Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер- это движение воздуха.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований. Открытое мини- занятие по экологии для родителей на тему «Ветер».
Март
1 неделя
Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
2 неделя
Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми.)
3 неделя
Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это и чем цунами опасно для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.
Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть ее перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос еще раз после окончания опыта.).
4 неделя
Показ фильма «Ветер - добрый и злой».
Апрель
1 неделя
Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходства и различия. ( Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. Различия: вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух- невидим, невесом и т. д.)
2 неделя
Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из стакана и поднимает вверх, выталкивая из воды стакан.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками, наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.
3 неделя
Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований.
Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».
Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе?».
Практическая значимость проекта :
Для общества- ребенок, овладевший навыками поисково - исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме.
Для ребенка- развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии «воздух», его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.