Галина
Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Свойства воздуха»
Ведущая образовательная область: познавательная.
Цель: Систематизировать представления детей о воздухе и его свойствах. Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Публикация «Конспект НОД „Свойства воздуха“ Подготовительная группа» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Задачи:
Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательная - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры).
Практический (экспериментирование).
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей, контейнеры наполненные водой; кораблики из пенопласта; мыльне пузыри, надувные игрушки.
- Ребята, я сегодня хочу прочитать вам интересный рассказ.
Чтение рассказа А. Низовой «Невидимка».
«Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.
Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы шляпу.
Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава».
- Ребята, кто же этот Невидимка? (Воздух).
Как можно доказать, что воздух вокруг нас? Давайте с помощью опытов попробуем доказать, что воздух находиться вокруг нас и мы его невидим.
Опыт №1
Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они (пустые, мятые). Спокойно надуйте пакет, а потом заверните его. Какой стал пакет (толстый, надутый). Наш пакет стал похож на подушку. Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его. Какой он по цвету? (бесцветный)
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, а чтобы увидеть его, надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили. Значит, воздух есть вокруг нас.
Опыт №2
Посмотрите на этот стакан, вы видите там что нибудь или нет? Вы считаете что он пустой? Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в ёмкость с водой. Стакан держите очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду
А теперь опустите стакан в ёмкость с водой, а затем немного наклоните его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Игра «Парашютисты» Давайте сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.
Дети встают в круг и берутся за края ткани.
Выполняют движения согласно текста.
Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут
Опустился парашют.
Опыт №3
У каждого приготовлен: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы дышим воздухом.
Опыт№4
-Дети, а сможем ли мы услышать воздух? (ответы детей)
А вот и можно. На самом деле звук воздуха возникает, когда
происходит очень быстрое движение воздуха через маленькое отверстие, то есть воздух дрожит.
Посмотрите, у меня в руках свистулька, через неё можно
пустить быструю струю воздуха. Что мы слышим? (звук)
Возьмите резиновую игрушку. Прислушаемся. И здесь мы
слышим звук.
Вывод: Воздух можно услышать.
Опыт №5
-А сможем ли мы его почувствовать? (Ответы детей)
Для того, чтобы почувствовать воздух, надо взять веер и помахать им.
Помашем веером на себя, на товарища.
-Что вы чувствуете? (ответы детей)
Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер - это воздух.
-А как ещё мы можем почувствовать воздух? (Подуть на ладонь, помахать на себя руками и т. д.)
Вывод: Движение воздуха – ветер
Опыт №6
Стоят контейнеры, наполненные водой. Докажем, что ветер – может двигать предметы. Возьмите кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
Вывод: ветер может двигать предметы.
Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? Воздух, загрязняют заводы (показ иллюстраций дымящих заводов, так как они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют воздух машины (показ иллюстраций машин стоящих в «пробке», которые выпускают из выхлопных труб отработанные газы.
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; протирать пыль в помещении).
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Итог занятия:
Что вы сегодня узнали о воздухе?
Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим.
Воздух часть природы.
Мы им дышим.
Воздух может двигаться.
Воздух необходим всем нам.
Воздух не надо загрязнять.
Ребё нок читает стихотворение:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Используемая литература
1. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
2. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.