Стелла Зыбалова
Экспериментальная лаборатория «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад№ 92 «Облачко»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
тему: «Удивительные свойства воздуха» для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:
Стелла Юрьевна Зыбалова
Форма проведения: подгрупповая:
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая", «Физическая».
Публикация «Экспериментальная лаборатория „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, на основе представлений детей о воздухе и его свойствах.
Программные задачи:
1. Обучающие задачи:
1. Создавать условия и поддерживать интерес детей к экспериментированию.
2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать элементарные выводы на основе исследовательской деятельности.
2. Способствовать проявлению у детей познавательной активности, развитию собственного практического опыта.
2. Развивающие задачи:
1. Стимулировать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, творческое воображение.
2. Поддержка детской инициативности, формирование умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
3. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
3. Воспитывающие задачи:
1. Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность, формировать у детей навыки сотрудничества и взаимодействия.
2. Поддержка у детей самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
3. Воспитывать аккуратность и безопасность в работе.
В процессе НОД применялись следующие технологии:
-игровая деятельность;
-деятельностный подход;
-обучение в диалоге со взрослым;
-технология развивающего обучения;
- экспериментально- поисковая.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, игры с ветром, беседы о роли воздуха в жизни человека, растений и животных, работа с энциклопедиями. Беседа «Живая и не живая природа»; чтение художественной литературы, игра «Мыльные пузыри».
игры с воздухом, опыты и эксперименты; просмотр презентации «Свойства воздуха», просмотр мультфильмов,"Смешарики» «Незнайка на луне».
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы можем узнать?
Мы дышим воздухом.
Без воздуха нельзя жить.
Бывает чистый и грязный. Можно ли воздуху видеть?
Можно ли потрогать?
Зачем нужен воздух?
Где он живет?
Есть ли вкус, запах?
Есть ли у воздуха цвет?
Наблюдать, провести опыты.
Спросить у воспитателей, у родителей.
Посмотреть в
Интернете, книгах.
Детских передачах
Методы и приё мы: Игровые и проблемные ситуации, практическая деятельность воспитателя и детей, алгоритмы для составления модели этапов деятельности, опыты и эксперименты, вопросы, словесная, уточнения, опросы, беседа, поощрения. Материалы и оборудование:
Демонстрационный: видеозапись Знайки, схема правил поведения в лаборатории, научный журнал, карточки – подсказки со свойствами воздуха. Мыльные пузыри, Диск с познавательным фильмом для детей ««Как человек использует воздух».
Раздаточный: халаты по количеству детей, карточки с заданиями, алгоритмы проведения опытов, фломастеры, карандаши, маркеры, веера, полосочки бумаги, целлофановые мешочки, фонарики, зубочистки, стаканчики с водой, трубочки, салфетки, стаканчики, тазики, мел, сахар, воздушные шарики разной формы, перчатки, насосы, футляры из под киндеров с разными запахами.
Ход образовательной деятельности:
• Введение в ситуацию.
(воспитатель собирает около себя детей и разговаривает по громкой связи по телефону)
Звонок в телефон (запись)
-Здравствуйте! Да это группа Белочка!
К вам пришло видео письмо! Пройдите, пожалуйста, в музейную комнату посмотрите и послушайте!
В: Хорошо! Ребята, вы согласны узнать, что за видеописьмо пришло? (ответы детей) тогда пройдемте в музейную комнату.
Видео обращение от профессора Знайки.
- Здравствуйте ребята! Я профессор Знайка. У меня есть своя лаборатория, где я провожу очень удивительные опыты, но, к сожалению, мне пришлось срочно уехать. У меня в лаборатории остались не законченные опыты. Я попросил Незнайку, но думаю, он один не справится, хотел бы, чтобы вы помогли ему и провели эксперименты. Я слышал, что вы много знаете и умеете. Для этого я приготовил, задания, схемы подсказки, которые помогут вам. Заранее благодарю и желаю удачи!
В: Ну, что ребята, поможем Знайке? (ответы детей)
Дети проходят в лабораторию. По дороге обсуждают, что такое лаборатория? (место, где проводятся опыты, эксперименты).
Встречает Незнайка, расстроенный.
Дети: Здравствуй Незнайка!
Н. Здравствуйте ребята! Как хорошо, что вы пришли я так ждал вас. (дети стоят возле Незнайки и воспитателя) Помогите мне, пожалуйста. Какие - то тут опыты надо провести. А я ничего не пойму.
В: Ну что поможем Незнайке? Ребята, посмотрите как интересно тут, в лаборатории Знайки. А чтоб у нас все получилось надо одеть спецодежду, белые халатики, видите, Незнайка уже одет.
Н: Вот одел халат и не знаю зачем? (Дети объясняют.
Чтобы превратиться в юных ученых скажем магические слова:
Вправо влево повернись
И в ученых превратись!
• Актуализация знаний.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: Посмотрите на схему какие? (соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, убирать за собой) Схема
Н: Юные ученные, я даже не могу даже отгадать загадку, которую приготовил Знайка…
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети. Воздух.
Н. Точно воздух. А я даже и не догадался. Вот я слышал про воздух, свежий, теплый, загрязненный, но никогда не видел его…вот где он? Где?
В: Подожди Незнайка не спеши. Загляните все под столы, посмотрите на потолок, повернитесь вправо, влево. Скажите, а вы видите воздух глазками? Нет. Мы дышим воздухом и не привыкли его замечать. Раз мы его не видим, значит, воздух – это Невидимка.
Н. Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Что – то Знайка напутал!
В:Не спеши Незнайка делать выводы! Я тоже его не вижу в лаборатории, но я знаю, точно, что он здесь есть. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Н: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть и у него есть какие - то секреты.
В: Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.
Постараемся понять, много нужно нам узнать!
Юные ученые! Определять свойства воздуха будете вы сами, а помогать вам в этом будут карточки – подсказки, от профессора Знайки. Результаты наших опытов будем отмечать в Научном журнале самый аккуратный журнал мы отправим Знайки.
Н: Как интересно! Я готов. Юные ученые, а я буду ваши открытия снимать на видео отчет для Знайки, чтоб ничего не перепутать и не забыть! Он очень рад будет!
Задание №1. (дети проходят на рабочие места в лаборатории)
В. Итак, начнем наши эксперименты
Юные ученые подойдите к столам. На столах приготовлен контейнер для первого опыта. (выносит контейнер с заданием схема глаз, веер, полосочки бумаги, целлофановые мешочки, фонарики, зубочистки)
• Затруднение ситуации.
Посмотрите, пожалуйста, на эту схему. (Глаз). Что она означает? (Видим ли мы воздух) И чтобы проверить это свойство, необходимо выполнить научный эксперимент. Как можно обнаружить воздух при помощи вот этих предметов? (веер, полоски бумаги, пакеты). Предлагает рассмотреть схему (сделать схемы) Показ алгоритма опыта. Что нам необходимо взять и что сделать?
Дети: Помахать веером, полоски бумаги. Какой вывод можно сделать? Воздух легко обнаружить, почувствовать, если создать его движение. Ветер — это движение воздуха.
Н: Да! А это интересно! Я бы сам не догадался! А что надо с этим мешочком делать?
• Открытие новых знаний.
В: Возьмите пакет, что в нем? (он пуст) Смотрите, какой он тоненький. Незнайка, а дети, тебе расскажут, как можно обнаружить воздух, используя пакетик? Теперь надо что делать по схеме (сидит человек, стоит, развернуть пакет, набрать воздух, закрутить, поймать воздух пакетом и спрятать его внутрь, для этого закручиваем пакет.
В: Какой стал пакет?
Дети: полный, упругий в нем воздух.
В: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим). А теперь посвятите фонариком. Видите свет? (видим)
Н: Если мы видим свою руку, свет значит воздух какой? (прозрачный, бесцветный)
Ага, точно, я так и думал.
В: А сейчас, возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (воздух)
Н: Ой точно, он теплый такой.
В: Замечательно! Юные ученые, вот мы с вами открыли первый секрет воздуха. Какой дети?
• Осмысление.
Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный!
В: Юные ученые у вас на столе лежат научные журналы, дети договариваются, кто отмечает по очереди (заполняют дети, помогают Незнайке убирать)
Н: Как мы можем обозначить это свойство воздуха в журнале? (перечеркнуть глаз и цвет Научном журнале).
Незнайка снимает видеоотчет после каждого опыта.
В: Незнайка, принеси, пожалуйста, второй контейнер для следующего эксперимента.
А мы пока уберем все в контейнер.
Н. Хорошо! Это я быстро!
Задание №2.
В: Давайте все проверим. (Подойдите ко мне или встаньте как удобно)
Зажмите нос и рот и попробуйте не дышать! Как мы себя чувствуем?
Дети: (Мы себя чувствуем плохо)
(Незнайка готовит второй контейнер, раскладывает и присоединяется к детям)
В: Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Вдыхают его легкие, которые находятся внутри нашего тела. Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается – так происходит дыханием человека. Человека может прожить без пищи 10 дней, без воды пять, а без воздуха несколько минут.
В: Продолжаем эксперименты. Посмотрите внимательно на следующую схему. Что она означает? Узнать если воздух в человеке, в предметах?
Н: Ну нет в предметах, и в человеке точно воздуха нет.
В: А сейчас проведем опыты и узнаем. Что нам нужно взять со стола?
(схема - где живет воздух? (прочитать) стаканчики с водой, трубочки, салфетки, стаканчики, тазики, мел, сахар)
• Включение новых знаний.
Дети: по схеме – алгоритму, рассказывают Незнайке. Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузыри. Это доказывает, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку, и он выходит.
Мы взяли сахар, мел, и по очереди отпускали в стаканчик с водой. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха.
В: Что мы определили этим исследованием? Если воздух в предметах?
• Осмысление.
Дети: в меле и сахаре есть воздух.
Н: Да, как интересно!
В: Юные ученые! Есть другие мнения? Поздравляем вас со следующим открытием! Я горжусь вами! Отмечаем в Научном журнале.
Не забываем правила: У нас правило известно, поиграл, кладу на место!
В: Незнайка, принеси, пожалуйста, третий контейнер для следующего эксперимента.
Задание №3.
Н. С удовольствием! Мне так все нравиться.
(схема геометрические фигуры, воздушные шарики разной формы, перчатки, насосы)
В: Показывает детям схему (геометрические формы)
Н: Ой, юные ученые. А это что за задание?
В: Имеет ли воздух форму? Ваши предположения?
Н. Может воздух он круглый, нет наверно квадратный, треугольник что ли?
• Открытие новых знаний.
В: Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет воздух форму? И чтобы проверить это свойство, необходимо выполнить научный эксперимент. Для этого посмотрите на схемы, что вам надо сделать? Дети надувают шарики разной формы, перчатки, надувные игрушки не большие (по выбору разложить на столы, стоя)
В: Что находится внутри ваших предметов?
Дети: Воздух.
В: Какую форму приобрел воздух в этих предметах?
• Осмысление.
Дети: Он принимает форму того предмета, в котором он находится.
В: Где можно использовать это свойство воздуха?
Дети: (мячи, надувные матрасы, спасательный круг, шины, надувные игрушки)- картинки 3 отметить где живет воздух)
Н: А я снимаю все на камеру. Какие вы сообразительные! Молодцы! Думаю, Знайка будет очень рад за нас. Ура! Это еще одно важное открытие, юные ученые!
В: Юные ученые, что надо сделать со схемой? (отметить)
• Физминутка.
А теперь в кружок мы встанем,
И С Незнайкой поиграем.
Представьте что вы «сдутые шарики», расслабьтесь и отдохните. Лечь на коврик, или сгруппироваться. Воспитатель или Незнайка имитирует движения «насоса», дети медленно поднимаются, расправляют руки, берутся за руки, изображая постепенно наполняющийся шарик.
Шарик. Шарик надувайся.
И большой ты оставайся!
Он летел, летел, летел и за веточку задел.
Что с ним стало? Лопнул и сдулся УХ!
Н: Молодцы, вы такие ловкие. Какая интересная игра и тоже про воздух!
В: Незнайка, принеси, пожалуйста, последний контейнер. А мы пока уберем все
Задание №4-5
Н. Это я мигом! (схема рот, нос, ложечки, футляры из под киндеров с разными запахами, схемы картинок с воздухом для задания)
Дети: Присаживайтесь за столы.
В: Юные ученые! Что необходимо для этого эксперимента?
Н: Я точно не знаю!
Дети: Незнайка, надо определить воздух на вкус и цвет, вот видишь схема. (Схемы – подсказки)
В: Давайте поразмышляем! И попробуем воздух на вкус. Пробуют разными способами, хватают ртом, лижут, пробуют ложкой. Какой вкус у воздуха?
Дети! Не имеет вкуса! Без вкусный!
Н: Точно не вкусный! Юные ученые, отметьте в Научном журнале.
В: Юные ученые, продолжаем наши эксперименты! Следующая схема (Нос)
• Открытие новых знаний.
Имеет ли воздух запах? Давайте закроем глазки и понюхаем воздух! Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. Если воздух чистый он не имеет запаха.
Н: Запомню, если воздух чистый у него нет запаха!
В: А сейчас поиграем в игу «Узнай по запаху и скажи?» (В футлярах были вещества с разными запахами кофе, чеснок, апельсин) Попробуйте по запаху определить, что в них, было? (определяют, называют и раскладывают по картинкам)
Н: Понял, понял, запахи воздуху придают окружающие вещества. Юные ученые, вы согласны со мной?
• Осмысление.
В: Это еще одно наше с вами открытие! Просто Чудесно! (Отмечаем в журнале)
В: А как вы думаете, кому еще нужен воздух?
У вас на столах задания, подумайте, посоветуйтесь, кому нужен воздух и отметьте на карточках.
Дети: (перечисляют людям, животным, растениям)
В: Воздух нужен всем живым существам, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
Н: Вот теперь я понял, для чего Знайка стал исследовать воздух. Приятно иметь дело со знающими людьми!
В: Юные ученые, а как вы думаете, от чего воздух может загрязняться?
Дети: Заводы, фабрики, машины с выхлопными газами, свалки мусора, пыль, пожары, дым, сигарет.
В: Правильно! Там воздух загрязненный, там тяжело дышится.
Н: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
сажать деревья, кусты, цветы, не бросать мусор, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
В: Отметьте на карточках, где дышится легко и хорошо зеленым кружком, все то, что загрязняет воздух - черным.
В: Итак, юные ученые мы с вами закончили свои исследования, и нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Прошу навести порядок в лаборатории Знайки! Проверить Научный журнал, сложить наши записи! А теперь присядем перед дорогой отдохнем.
• Рефлексия.
В: Юные ученые! А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух? Игра если бы я был объект, чтобы я сказал. Какой воздух? А еще понравилось проводить опыты в лаборатории? А что больше всего понравилось? Что было сложным для вас? А что запомнилось? Спасибо хочу сказать каждому из вас и всем вместе!
Н: Юные ученый и я вас благодарю! Только с вашей помощью, я справился с таким трудным заданием. Вы такие умные, сообразительные, говорливые, а еще такие веселые и дружелюбные! Я просто в восторге! Я обязательно покажу видеоотчет для Знайки.
Подошла к концу игра.
Расставаться нам пора.
Только помните, ребята,
Чтобы умными Вам стать,
Надо многое узнать!
Опыты вы проводите,
Если грустно - позовите!
Экспериментируйте, играйте
Про меня не забывайте.
И в конце я хотел бы подарить вам Диск с познавательным фильмом для детей ««Как человек использует воздух», карточки – подсказки для опытов. А от меня - Мыльные пузыри,
В: Переодеваются, превращаются в ребят и отвечают на вопросы.
Идут на прогулку дышать воздухом.