Анастасия Дёмина
Проект по системе дидактических игр «Дары Фребеля» общеразвивающей направленности «Играем и развиваемся»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по системе дидактических игр "Дары Фребеля" общеразвивающей направленности "Играем и развиваемся"
Актуальность проекта :
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Публикация «Проект по системе дидактических игр „Дары Фребеля“ общеразвивающей направленности „Играем и развиваемся“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.
Основные принципы проекта
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
• Принципы педагогики Фрёбеля.
• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО.
Объекты проекта
• Дети 4-5 лет
• Семьи детей, посещающих детский сад
Методы
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности
• Групповая
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей;
• Желание родителей;
• Добровольное участие;
• Учет психофизических особенностей детей.
Цель проекта :
Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментирования с доступными детям материалами; двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Задача проекта :
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и позновательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи обучения:
1. Социально-коммуникативное развитие :
• Развивать игровую деятельность детей;
• Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
• Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
• Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2. Познавательное развитие :
• Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
• Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
• Формирование начал самопознания.
3. Речевое развитие :
• Развитие речевых способностей и умений;
• Формировать предпосылки чтения и письма;
• Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4. Художественно-эстетическое развитие :
• Развивать эстетическое мировидение;
• Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
• Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
• Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5. Физическое развитие :
• Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
• Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
• Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Планируемые результаты:
• знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
• умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб, развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
• формирование грамматически правильного строя речи.
• умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
• развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления
• объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
Работа с родителями:
• Консультации «Использования игрового набора «Дары Фрёбеля»; «Влияние цвета на психическое состояние детей»
• Наглядная информация «Дары Фрёбеля»; «Сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?»
• Памятки «Развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста»; «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей»; «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
• Фотовыставка «Учимся играя».
Источники:
• Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Календарно – перспективное планирование образовательной деятельности
Месяц Содержание Цель № набора
Сентябрь 1 неделя - Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля» Знакомство с цветами, первичное понимание форм и свойств предметов, развитие исследовательских навыков.
2 неделя – «Спрятанная игрушка» (физическое развитие) Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. №№1, 2, J1, 10
3неделя – «Шаровая молния» (соц. ком. развитие) Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. № 1
4 неделя – «Экскурсия в музей» (речевое развитие) Развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях. № 2, 3, 4, 5, 5в,6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.
Октябрь 1 неделя – «За окном» (художественно-эстетическое развитие) Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. №7, 8, 9, 10
2 неделя – «Кормушка для птиц» (познавательное развитие) Воспитание эмоционально-отзывчивого отношения к природе; формирование представлений об объектах окружающего мира, разнообразии мира природы, развитие интереса к совместным играм. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1
3 неделя – «Небоскреб» (речевое развитие) Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом; развитие навыков планирования; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, J1.
4 неделя – «Для чего еще» (соц. ком. развитие) Формирование активного словаря; развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики; развитие игровой деятельности. № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2
Ноябрь 1 неделя – «Подарок для друга» (познавательное развитие) Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. № 7, 8, 9, 10.
2 неделя - «Знаки дорожного движения» (соц. ком. развитие) Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. № 7, 8, 9, 10
3 неделя – «Красная шапочка» (речевое развитие) Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, J1
4 неделя - «Сборщики» (физическое развитие) Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. №3, 4, 8, 9, J1, J2
5 неделя – «Гномы и Великаны» (худ. эстетич. разв) Развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки; развитие творческой активности, воображения, самостоятельной творческой изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности. № 2, 3, 4, 5, 6, J1.
Декабрь 1 неделя - «Почта» (соц. ком. развитие) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развитие творческой активности и воображения, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. № 2, 3, 4, 5, 8, 9.
2 неделя - «Я – змея» (речевое развитие) Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; формирование навыков работы в группе. №1, J1, J2.
3 неделя – «Лови-Лови» (физ. развитие) Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере; развитие игровой деятельности. № 1, 2.
4 неделя - «Украшаем елку» Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции, развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. № 7, 8, 9, 10.
Январь 2 неделя – «Королевство кривых зеркал» (познавательное развитие) Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. № 3, 4,, 5, 5в, 5р, 6, J1,J2
3 неделя – «Золушка» (соц. ком. развитие) Развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме) № 2, 7, 8, 9, 10
4 неделя – «Фанты» (речевое развитие) Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать; развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств; развитие фантазии, воображения, памяти, творческой активности. № 7, J1
Февраль 1 неделя - «Пароход» (соц. ком. развитие) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. №2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, J1
2 неделя – «Ее величество точка» (худ. эстетич. развитие) Развитие представлений о видах искусства, реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие речевого творчества, восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора. № 9, 10, J2
3 неделя – «Тайные агенты» (физического развития) Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. № J1, J2
4 неделя – «Пир на весь мир» (познавательное развитие) Формирование начальных представлений о семье, обязанностей в домашнем хозяйстве; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.
Март 1 неделя – «Ритмические рисунки» (худ. эстетич. развитие) Развитие музыкальной деятельности; элементарное музыкальное творчество; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности; создание условий для самостоятельного экспериментирования со звуком, развитие творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности. № 8.
2 неделя – «На лугу» (познавательное развитие) Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № 7, 8, 9, 10.
3 неделя – «Магазин» (соц. ком. развитие) Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности № 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2
4 неделя – «Морские обитатели» (познавательное развитие) Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции; обучение умение выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № 7, 8, 9, 10.
Апрель 1 неделя – «Охрана зрения» (физическое развитие) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. № 10
2 неделя - «Космос» (познавательное развитие) Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения № 7, 8, 9, 10, J2.
3 неделя – «Костерок» (соц. ком. развитие) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлениях о свойствах и отношениях окружающего мира (размере, материале, количестве, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. № 8.
4 неделя – «Кот, петух и лиса» (худ. эстетич. развитие) Понимание на слух текста сказки, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений литературного искусства; приобщение к художественной литературе; формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, речи, игровой деятельности. № 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2
Май 1 неделя - «Ручеек» (физ. развитие) Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах № 1, 9.
2 неделя – «Волшебники» (речевое развитие) Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; развитие конструктивной деятельности. № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2
3 неделя - «Бабочки» (худ. эстетич. развитие) Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. № 7, 8, 9, 10.
4 неделя – «Путешествие» (соц. ком. развитие) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлениях свойствах и отношениях окружающего мира. № 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2