Ирина Щепетинникова
Дары Фребеля — использование сегодня
▼ Скачать + Заказать документы
Дары Фребеля — использование сегодня
Уважаемые коллеги, если помните свои студенческие годы, то наверняка, когда изучали основы педагогики и дидактики, безусловно, с особым любопытством и благоговением относились к так называемым «Дарам Фребеля». Тогда этот дидактический материал казался непостижимо притягательным, почти волшебным и чудодейственным.
Немного истории: Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) - немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек развивающего характера для обучения и воспитания детей раннего возраста. Он рассматривал игру и ручной труд как важное средство развития природных задатков ребенка, его индивидуальности и возможных способностей. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов. Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возраста детей. Фребель писал: «Цель воспитания состоит… в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением».
Публикация «Дары Фребеля — использование сегодня» размещена в разделах
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В наши дни: по этой системе работают многие частные и государственные детские сады, развивающие центры.
Современное применение «Даров Фребеля»: Игровой набор «Дары Фребеля» может быть использован для: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития. Этот дидактический материал дополнит обычные игры ребенка развивающим потенциалом, его можно использовать для занятий с детьми и в домашних условиях.
Если во времена Фребеля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фребеля» представляют собой игровой набор из 14 модулей:
Модуль №1 «Текстильные мячики». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
Модуль № 2 «Основные тела». Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.
Модуль № 3 «Куб из кубиков», Модуль № 4 «Куб из брусков»,
Модуль № 5 «Кубики и призмы», Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики». Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
Модуль № 7 «Цветные фигуры». Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму.
Модуль № 8 «Палочки». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
Модуль № 9 «Кольца и полукольца». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка.
Модуль №10 «Фишки». Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
Модуль №11 «Цветные тела». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль №12 «Мозаика. Шнуровка». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль №13 «Башенки». Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль №14 «Арки и цифры». Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму.
Литература по теме:
Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Социально-коммуникативное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 44 с.
Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Физическое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 24 с.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. Москва: ИД «Карапуз», 2000, 272 с. (Педагогика детства)
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1982 г., 96 с.
Фребель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 248 с.
Интернет-ресурсы по теме:
planeta 12.ucoz.ru
www.detsad48.ru
http:nsportal.ru