Елена Бахметенко
Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : ""Мир посуды"
Вид проекта : средней продолжительности (октябрь - ноябрь 2016г.)
Доминирующий вид деятельности: информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Мир посуды“ в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет,» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность: Сейчас современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.
В соответствии с ФГОС ребенок должен различать и называть основные виды материалов, из которых сделаны окружающие его предметы. Для маленького человека непросто понять, что стол, стул и тарелка могут быть сделаны из одного материала. Также дети путаются в понятии глиняная, стеклянная, пластмассовая, металлическая посуда. Ребенок является исследователем того мира, который его окружает, сам не может найти ответ на все интересующие вопросы - ему помогают взрослые.
Цель проекта : обогащение и обобщение знаний детей по теме «Посуда.
Задачи:
образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о посуде, ее значении, назначении;
- дать представления об истории возникновения посуды;
- расширять запас слов по теме «Посуда»;
- формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды;
развивающие:
- развивать классификационные умения детей на примере предметов посуды : по назначению - столовая, чайная, кухонная; по материалу, из которого она изготовлена;
- развивать творческие способности, эстетическое восприятие;
- развивать умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы.
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта; к предметам рукотворного мира.
- закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Методический инструментарий.
2. Фотогазета.
3. Наглядный материал:
- настольно-печатные и дидактические игры;
- иллюстрации и картинки о посуде;
- художественная литература на тему проекта;
- аудиозаписи сказок и песенок о посуде;
- электронные мультимедийные дидактические пособия "Подбери посуду", "История создания посуды;
- мультфильмы на данную тему;
- видеоэкскурсия в магазин посуды;
- лэпбук "Наш друг - посуда".
. Выставка в мини-музее "Такая разная посуда".
5. Выставка поделок семейного творчества на тему проекта.
Материально-техническое обеспечение (ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).
Предполагаемый результат.
1. Расширение и уточнение знаний детей о посуде :
- знать и называть предметы посуды, их части;
- владеть обобщающими понятиями;
- узнавать по описанию и назначению;
- находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;
- знать, из какого материала сделаны предметы посуды;
- приобретение опыта самообслуживания и выполнения гигиенических процедур;
- более аккуратное и бережное отношение к предметам быта;
- знание правил поведения за столом, правил сервировки стола.
2. Повышение активности родителей в образовательном процессе в рамках проекта.
3. Систематизация методических материалов по теме "Посуда".
4. Разработка консультативно-практического материала для родителей по теме проекта.
Механизмы реализации проекта
Методы проекта Формы организации проекта
Наглядные:
непосредственное наблюдение (наблюдение за деятельностью взрослых, экскурсии, рассматривание посуды в мини-музее);
опосредованное наблюдение (рассматривание картин, иллюстраций; составление описательных рассказов о предметах посуды по картинам);
папка-передвижка для родителей.
Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений,
заучивание наизусть,
обобщающие беседы,
познавательно-развивающие беседы, отгадывание загадок,
консультации для родителей.
Практические:
дидактические игры и упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, пластические этюды,
рисование, лепка, аппликация на тему проекта,
совместное оформление фотогазеты "Буду, буду я посуду и любить, и уважать!", изготовление поделок на тему "Посуда глазами ребят";
совместное оформление лэпбука "Наш друг - посуда". 1. ООД (ознакомление с окружающим, развитие речи, ИЗО).
2. Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Совместная трудовая деятельность.
4. Специально-организованные проблемные ситуации.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Беседы.
7. Организация тематических выставок.
8. Выпуск фотогазеты.
9. Организация мини-музея посуды в группе.
10. Беседы с родителями, анкетирование.
11. Участие родителей в практических делах группы.
12. Экскурсии, видеоэкскурсия.
Этапы разработки и реализации проекта
I. Подготовительный.
Цель: создание условий для выполнения задач проекта.
Содержание деятельности Предполагаемый результат
С детьми (в совместной деятельности, 1 и 2 половина дня) :
-тест опрос детей на темы : "Что ты знаешь о посуде?", "Из чего делают посуду?";
-беседа "Если бы не было посуды. ";
-дидактическое упражнение "Из чего едим, из чего пьем, а в чем варим?";
-подбор методической, художественной литературы по теме проекта;
-изучение интернет-ресурсов по данной теме;
-сбор материала в тематическую папку (виды посуды; из каких материалов изготавливают посуду; история создания посуды; профессии, связанные с использованием посуды; народные промыслы по изготовлению посуды; сервировка стола; о безопасности при использовании посуды; культура поведения за столом);
-подбор дидактических игр на тему проекта;
-сбор фотографий для фотогазеты на тему "Буду, буду я посуду и любить, и уважать!";
-подготовка консультации для родителей "Что ребенок должен знать о посуде".
С родителями:
-анкетирование родителей;
-блиц-опрос;
-групповое родительское собрание;
-информация на тему проекта в родительском уголке;
-определение возможности участия родителей в реализации проекта. Корректировка планов образовательной работы.
Активизация детей, повышение интереса к теме проекта.
Постановка цели проекта - создание мини-музея посуды, оформление лэпбука "Наш друг - посуда".
II. Основной этап
Цель: организация образовательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей.
Содержание деятельности Предполагаемый результат
С детьми
Основная образовательная деятельность (ООД).
Беседа "Из чего мы едим?"
Беседа "Путешествие в прошлое тарелки" (ООД с применением электронного мультимедийного дидактического пособия)
Беседа "Опасные предметы"
Беседа "Путешествие в прошлое ложки и вилки" (ООД с применением электронного мультимедийного дидактического пособия)
Беседа "Путешествие в прошлое ножа" (ООД с применением электронного мультимедийного дидактического пособия)
Беседа "Народные промыслы. Посуда из глины. Что такое гончарный круг. "
Беседа "Народные промыслы. Роспись посуды. Расписная ложка"
Беседа "Как вести себя за столом. Что такое этикет"
Беседа "Если ты разбил посуду"
Экскурсия на кухню детского сада.
Видеоэкскурсия в магазин посуды.
Чтение худ литературы:
К. И. Чуковский "Федорино горе", "Муха-цокотуха",
М. Дружинина "Кто знает волшебное слово",
Братья Гримм "Горшочек каши",
русские народные сказки "Каша из топора", "Жихарка", "Три медведя", "Лиса и кувшин", "Лиса и журавль"
Н. Носов "Мишкина каша",
М. Горький "Самовар".
Составление рассказа по картине "Семья за обедом"
Составление описательного рассказа "Моя любимая тарелка (кружка)
Игровая обучающая ситуация "Научим куклу Машу сервировать стол к чаю"
Опытно-экспериментальная деятельность "Что удобнее - тарелка или лист растения?", "Какая посуда самая тяжелая? Самая прочная?".
Продуктивная деятельность
Рисование "Красивое блюдце",
Расписная ложка"
"Чайник-начальник"
Лепка "Кувшин",
арелочка для Федоры" - из соленого теста
Аппликация "Устроим чаепитие!"
"Серебряное блюдо" (аппликация из фольги, "Пузатый чайник" (объемная аппликация)
Изготовление коллажа из ладошек "Чудо-чайник" (коллективная работа)
Пластилинография "Чашечка"
онструктивная деятельность
Конструирование из бросового материала (киндеры) "Чайный сервиз",
конструирование из бумаги "Стаканчик".
Совместная трудовая деятельность
Мытье кукольной посуды.
Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание иллюстраций, альбомов "Посуда", "Народные промыслы России", "Золотая хохлома", "Гжель".
Дидактические игры: "Что из чего?",
Лото "Посуда", "Четвертый лишний", "Собери осколки", "Накрой на стол", "Назови профессию", "Тактильные кастрюльки"
Рассматривание энциклопедии "Посуда"
Просмотр мультфильмов на тему проекта.
Продуктивная деятельность
Предложить детям раскраски с изображением посуды, трафареты для самостоятельного рисования по желанию.
Предложить пластилин для самостоятельной лепки "Миски для медвежат".
Сюжетно-ролевые игры "Семья", "Магазин посуды", "Кафе".
Совместная деятельность с родителями.
Консультации "Что ребенок должен знать о посуде", "Как приучить ребенка к аккуратности за столом", "Научим малыша этикету".
Памятка для родителей "Культура поведения за столом", "Научим детей правильно пользоваться ножом и вилкой".
Подбор: иллюстративного материала для оформления альбомов для рассматривания, экспонатов для мини-музея посуды, фотографий родителей и детей в семье на тему проекта.
Проведение видеоэкскурсии в магазин посуды.
Изготовление поделок совместного творчества и оформление выставки "Посуда глазами детей".
Оформление фотогазеты "Буду, буду я посуду и любить, и уважать!"
III. Итоговый этап
Цель: подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы
Содержание деятельности Предполагаемый результат
Итоговое мероприятие:
Презентация проекта "Мир посуды"
Опрос участников реализации проекта (родителей и детей) Создание лэпбука "Наш друг - посуда"
Выставка в мини-музее "Такая разная посуда"
Выпуск фотогазеты "Буду, буду я посуду и любить, и уважать!"
Информация о реализации проекта на заседании РМО "Познавательное развитие".
Трансляция реализации проекта на сайте МБДОУ, а также на страничке воспитателя на портале MAAM.
Активное участие родителей.
Определение содержания дальнейшей работы по проектированию познавательной деятельности:
- расширение работы по данной теме;
- разработка конспектов ООД;
- пополнение РППС;
- обобщение материала.
Выводы.
В процессе реализации проекта были углублены, систематизированы и расширены знания и представления детей о посуде, сформированы представления об истории возникновения посуды; умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их,
раскрыты возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности, сформированы навыки аккуратности и бережного отношения к предметам быта.
Дальнейшее развитие проекта.
Пополнение мини-музея посуда новыми экспонатами.
Организация экскурсий в мини-музей для детей других групп ДОО.
Организация совместной деятельности с лепбуком «Наш друг-посуда».
Слайд-шоу по результатам реализации проекта на родительском собрании.