Елена Шибаева
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством «Расписное чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством "Расписное чудо"
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-практический, групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Актуальность проекта:
Публикация «Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством „Расписное чудо“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. А ведь они играют важную роль в эстетическом воспитании ребёнка. Это отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении. Таким образом, выбранная тема проекта очень актуальна на сегодняшний день, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста, в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Рисование узоров помогает в развитие мелкой моторики руки, дети учатся сами создавать узор, используя при этом различные приемы рисования.
Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, филимоновской, каргопольской, хохломской, городецкой, гжельской росписью;
• Учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования;
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей;
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
• Развивать художественно - творческие способности у детей.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров;
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
Направления работы:
1. Знакомство детей с предметами народного декоративно-прикладного искусства.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий из глины.
Методы и приемы:
• Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, образцов с элементами росписи);
• Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий);
• Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
• Мотивационный (убеждение, поощрение).
Методическое обеспечение проекта:
• Предметно-развивающая среда: выставки изделий декоративно-прикладного искусства по каждой теме, образцов с элементами росписи, иллюстрации изделий, открытки, дидактические игры (лото, «Составь узор», «Разрезные картинки», «Найди пару» и др., лэпбук «Русские узоры», презентации по темам, аудиозаписи русской народной музыки;
• Включение в образовательную деятельность игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
• Поощрение инициативы и творчества детей;
• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
• Регулирование активности и отдыха (расслабления).
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
Индивидуально-творческая деятельность;
Игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная и творческая деятельность);
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц;
Просмотр презентаций, видеофильмов по темам;
Роспись шаблонов дымковской, филимоновской, хохломской, городецкой, гжельской росписью;
Заучивание считалок, прибауток, стихов;
Дидактические игры;
Выставки детского творчества;
Формы работа с родителями по реализации проекта:
Папки-передвижки;
Консультации, рекомендации;
Творческая мастерская по изготовлению лепных изделий;
Участие в празднике «Весёлая ярмарка».
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
Методические рекомендации;
Консультации;
Открытые занятия.
Планируемые результаты проекта:
• Дети узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи;
• Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
• Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные в процессе реализации проекта.
Итог проекта:
• Создание альбома по декоративно-прикладному искусству «Чудесные росписи»;
• Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»;
• Выставка детских творческих работ «Расписное чудо»;
• Праздник с участием родителей «Веселая ярмарка»;
• Презентация проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь)
2. Основной этап (октябрь – апрель)
3. Заключительный (май)
План мероприятий:
Сентябрь
Изучение материала по теме проекта. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Подбор наглядного материала. Создание развивающей среды.
Октябрь
«Дымковская игрушка». Рассказ об истории промысла. Роспись трафарета коня. Рисование и конструирование «Барышни-франтихи». Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни».
Ноябрь. «Филимоновская свистулька». Рассказ об истории промысла. Роспись трафаретов животных «Филимоновский дворик». Лепка «Филимоновский петушок». Роспись изделия. Выставка детских творческих работ. Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки».
Декабрь
«Каргопольская игрушка». Знакомство с каргопольской игрушкой, рассказ об истории промысла. Посещение игрового занятия «В гостях у бабушки Ульяны» в краеведческом музее. Мастер-класс для детей и родителей по лепке из глины «Волшебная птица - Сирин». Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских
игрушек.
Январь
«Золотая Хохлома». Знакомство детей с искусством Хохломы. Рассказ об истории промысла. Игровое занятие в краеведческом музее «Расписная тарелочка». Выставка хохломских изделий, иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства, презентация на тему «Золотая хохлома». Таблицы
с элементами росписи, трафареты посуды для росписи.
Февраль
«Весёлый Городец». Рассказ об истории промысла. Знакомство детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами. Роспись трафарета кухонной доски. Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, трафареты кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки».
Март
«Сине-белое чудо Гжели». Знакомство с гжельской росписью, основными элементами. Роспись посуды. Лепка «Гжельские фигурки». Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и
сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.
Апрель
«Любимая матрёшка». Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Совершенствование навыков в составлении самостоятельного узора в процессе рисования матрешки. Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Трафареты матрешки, краска гуашь, кисти.
Май
Оформление выставки детских работ. Оформление мини-музея «Город мастеров». Праздник с участием родителей «Веселая ярмарка». Создание альбома «Чудесные росписи».
Риски и пути преодоления:
В процессе реализации проекта существуют следующие риски: невозможность показать детям истинные предметы декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, гжельский фарфор, но есть возможность показать иллюстрации, видеофильмы, презентации. Следующий риск - низкая посещаемость занятий детьми. Путь преодоления – консультации для родителей о необходимости знакомства детей с декоративно-прикладным искусством, привлечение родителей к участию в мероприятиях совместно с детьми.