Вероника Гарбузова
Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством.
Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах декоративно-прикладных промыслов: Городец, Хохлома, Дымка, Жостово.
- Развивающая: учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи.
- Воспитательная: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.
- Обогащать словарный запас детей: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки, жостовские подносы.
Методы и приёмы:
Игровой – игра на деревянных ложках.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Практические – роспись барышни из картона в стиле дымковских мастеров.
Наглядный – иллюстрации, картинки, книги; городецкие росписи, посуда из хохломы, дымковские игрушки, жостовские подносы. Альбомы «Хохлома», «Городец», «Дымка», «Жостовская роспись».
Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы о декоративно – прик
ладном искусстве.
Средство – мини – музей «Декоративно-прикладного искусства», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской, жостовской, городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, подносы, фигурки и посуда из гжели, матрёшки из Полхово-Майдана, Семёновские матрёшки, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т. д.
Ход занятия:1 часть. Организационный момент.
Занятие проходит в мини – музее детского сада. Звучит русская народная песня «Ах, вы сени».
2 часть.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Приглашаю Вас в мини-музей «Декоративно – прикладного искусства».
Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда. Многие предметы вам уже знакомы.
Послушайте стихотворение:
«Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини».
- Ребята, знаете -ли вы что-нибудь про Городецкую роспись?
Дети: Да! Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.
Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.
Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
А теперь отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты разгляди - ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты»
Дети: Хохлома.
Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.) Ребята, что вы знаете о хохломе?
Дети: Это посуда и предметы мебели из дерева. Она украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне нарисованы золотые ягоды, цветы, листочки.
Воспитатель: Молодцы! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные птицы. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая.
Послушайте стихотворение:
«Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!» (П. Синявский).
Ребята, давайте поиграем на деревянных ложках, украшенных хохломской росписью! (музыкальное сопровождение- русская народная песня «Светит месяц»)
Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился!
А теперь отгадайте загадку:
«Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать».
Дети: Матрёшка!
Воспитатель: Конечно! Ребята, посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше.
Есть в Нижегородской области такое село - Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят свои "тарарушки"-так называют мастера свои игрушки-матрешки. Голова у матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке удалой задорный вид. платок на матрешке яркий, сарафан тоже. Самое яркое пятно-фартук. Расцвел на нем чудо букет! Узоры имеют названия- розан, яблочко, большая роза, колокольчик, виноград.
Сергиевская (загорская) матрешка живет десятки лет, у нее скромный наряд, расписана она чистыми, яркими цветами. У матрёшек из Семёнова на фартуках яркие букеты.
Самая известная 50-ти местная Полхов -Майданская матрешка вытачивалась, как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод. Рекорды многоместности побивались неоднократно, и последний был сделан на фабрике "Семеновская роспись" несколько лет назад. Там в подарок итальянцам выточили 72-х-местную матрешку при поддержке целого токарного цеха, она была высотой аж 1.5 метра. Так вот в Майдане совсем недавно (пока это эксклюзивная информация) был побит мировой рекорд в матрешкостроении. Теперь существует 75-ти-местная матрешка - пока единственная в мире. Она сработана частным мастером, и высота ее всего 90 см.
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их матрёшками зовут».
Ребята, отгадайте загадку:
Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные.
Дети: Подносы.
Воспитатель: Правильно. Но они не простые. Посмотрите, какие красивые подносы у нас в музее, я сейчас расскажу вам ещё об одном промысле художественной росписи.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
C 1825 года в деревне Жостово Московской губернии пишут на подносах чудесные цветы.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм, является уникальным произведением народного искусства.
Особенности жостовской росписи.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.
А теперь я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте внимательно. «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твёрдой.»
«Весёлая, белая, глина.
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови - ка меня!
Дети: Дымка.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?
Дети: Кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Вы хотите стать народными умельцами и мастерами?
Дети: Очень хотим!
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот вы и стали мастерами. Садитесь на свои места. Всё готово для вашего творчества. Начинаем расписывать Дымковскую барышню. (Звучит русская народная музыка).
Молодцы! Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте посмотрим ваши работы и оценим их!
3 часть. Итог: Воспитатель: Ребята, вам понравился наш мини-музей? А какой промысел понравился больше?
Ответы детей.
Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.
Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы! Наше занятие окончено.