Папки-передвижки

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством

Елена Бочегова
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Русский народный костюм.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании».

(Знакомство со знаками народных орнаментов)

вариант.

Воспитатель: Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка:

Публикация «Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помоши просить. Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету» - «Хорошо, так уж и быть, помогу вам Пошлю я на землю своего старшего сына - богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь - Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване.

(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

вариант.

Воспитатель: Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых. Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать рубаху богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображении различных знаков.

«Праздничный русский народный костюм». (беседа)

Скажите, дети, вы любите наряжаться? А одевать красиво своих кукол? Конечно, все и дети, и взрослые любят красиво одеваться. А куда мы наряжаемся? Верно, на праздники, в гости, в День рождения, в поездку, в кино и т. д. а знаете ли вы, как одевались раньше люди, когда наши бабушки и дедушки были еще маленькими? Хотите, я вам сегодня об этом расскажу? Тогда слушайте:

Национальная одежда может много рассказать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков, чем плотнее они были набиты - тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок, которых бывало по 15 - 20 штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета. Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в тоже время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса - всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек - легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин - глухие сороки, кики, повойники, платки.

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это - ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам На их изготовление использовали различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую одежду готовили к свадьбе И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же уводили и переодевали в менее дорогое платье. Народная праздничная одежда могла многое рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Давайте рассмотрим этот праздничный девичий костюм. Он включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» - так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Это летний девичий костюм. В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи - «епанечки», «коротены» - коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.

Традиционная для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во все времена когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики про запас имели даже меховую обувь Еще хочу показать вам мужской крестьянский костюм. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве отделки материала и отделки.

Мужские рубахи обычно шились из тканей одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Дополнительные вопросы для детей во время беседы :

С какой одеждой мы сегодня познакомились? Какай наряд понравился? Назови, какие элементы костюмы запомнил. Назови знакомые элементы узоров.

Если бы ты шила для себя праздничный костюм, то какой и как бы его уерасила?

Словарь старинных русских слов русского костюма. Армяк - крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.

Душегрея - женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда с мехом и застежкой спереди.

Зипун - крестьянский кафтан из грубого сукна.

Китайка - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр. Кожух - верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.

Косоворотка - мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине, а сбоку.

Крашенник - специалист, умелец в краске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.

Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Кушак, или пояс - обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена пояса выполняли много разных функций - служили показателем благосостояния своего владельца оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.

Онучи - кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого надевали лапти и перевязывали веревками. Позумент - золотая, серебряная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.

Рубище - грубая, толстая будничная одежда.

Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Сермяга - так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна - сермяжным.

Убрус - нарядный женский головной убор, свадебная фата.

Телогрея - женская верхняя одежда которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.

Пословицы для использования при знакомстве с праздничным русским народным костюмом :

Хвалят на девке шелк, когда в самой есть толк.

По одежке встречают, по уму провожают.

У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи.

Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

Девичья коса - всему миру краса.

Друг лучше старый, а платье новое.

Шуба тепла и мохната - жить вам легко и богато.

Городец.

Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер.». А дальше сказку придумаем вместе. .

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

«Веселый Городец»(беседа)

Есть на Волге город древний,

По названью - Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты.

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки.

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит-

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись. Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с Городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки :

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И бьша у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у гего вороной конь, быстрый как ветер.». А дальше сказку придумаем вместе.

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется - «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре - самый крупный и красивый цветок - «розан» или «купавка», по бокам - цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера

Из липы доски сделаны.

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники.

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сейчас нам ребята споют частушки о Городце:

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мыс улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всв для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо - птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Городецких мастеров!

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Кто от туда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»? Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям Городецкого промысла?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Консультация для педагогов «Из истории Ямала. Легенды о племени сихиртя» Консультация для педагогов «Из истории Ямала…Легенды о племени Сихиртя…» Сиртя (а также сииртя, сихиртя) — в ненецкой мифологии мифический.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Проект «Сказки и легенды дальневосточной тайги» Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему» «Сказки и легенды дальневосточной тайги» Автор проекта:.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Фотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 летФотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 лет Творческий конкурс «Легенды Жигулей» проводился в целях сохранения и приумножения культурно-исторического наследия среднего Поволжья, всестороннего.

Викторина по русским народным сказкам для родителей и детей второй младшей группы «В гостях у сказки» Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. образовательная: Закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать.

Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру посредством знакомства с русским народным творчеством Актуальность проблемы Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления.

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 13 марта 2019 в 17:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бочегова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД