Галина Акимова
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево
▼ Скачать + Заказать документы
Для подготовительной логопедической группы
Цель:
Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и развивать мелкую моторику, решая одновременно задачи эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.
Задачи:
1. Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве родного края.
Публикация «Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края, Михайловское кружево» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Знакомить с особенностями геометрического узора в вышивке и элементами кружева : "павлинка", "паучок", "сеточка", "балалаечки", "мысок".
3. Учить видеть характерные особенности местного промысла (кружева, вышивки).
4. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать чувство ритма и композиционного построения рисунка, мелкую моторику.
5. Продолжать учить придумывать узор для различных бумажных силуэтов.
6. Формировать эстетический вкус, любознательность, художественное творчество.
7. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за своих земляков.
Очень важно, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным периодом для нравственного и эстетического воспитания.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой родной край и свою Родину (задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, произведений народного декоративного искусства, песен, загадок и пр.
Формирование личности, особенно творческой, не может осуществляться без такого важного компонента, как изобразительное искусство : оно, как мне кажется, может стать эффективным средством воспитания любви к культуре родного края. А эта любовь, в свою очередь, станет неотъемлемой частью души ребёнка.
Тот факт, что любой край, область и даже небольшая деревня неповторимы, не вызывает сомнения. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Родилась я здесь, на Рязанщине, и могу сказать, что очень люблю свою малую родину. Я стараюсь больше познать её и стремлюсь развить это желание в наших детях. Через свои занятия по изобразительной деятельности я помогаю сформировать у них представление о том, чем славен их родной край, испытать гордость за лучших людей и добрые чувства к своей малой родине, а также развить интерес к декоративно-прикладному искусству. Достичь этого мне представляется возможным через использование огромного многообразия разноцветных узоров в кружевоплетении и вышивке Михайловских мастериц - наших землячек, ведь они черпали вдохновение из окружающего многоцветья лугов и полей родной природы.
Так и определилась тема моей работы: "Ознакомление детей подготовительной группы с декоративно-прикладным искусством родного края". В её основу было положено декоративное рисование, т. к. я убедилась в том, что оно помогает развить творческие способности наших будущих школьников, подготовить их руку к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.
Уже давно известно, что декоративно-прикладное искусство является ярким и доступным материалом для понимания детей. Возможно, потому, что исходит оно из самой "души" народа. Дети старшего возраста способны усвоить определённый объём знаний о родном крае, познакомиться с технологией изготовления кружева и вышивки, с предметами, необходимыми для работы; они способны видеть и понимать красоту изделий, уважать труд кружевниц и вышивальщиц.
Начиная работу по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края, а именно с Михайловским кружевом и вышивкой, я продумывала что именно целесообразней показать и рассказать своим дошкольникам. Мной был составлен тематический план занятий, где последовательно изложены мероприятия по работе с детьми, воспитателями Я регулярно пополняла свои знания из соответствующей литературы, побывала в Художественном и Краеведческом музеях нашего города. Также оформила мини-музей в изостудии, где представила предметы, необходимые для кружевоплетения и вышивки, изделия мастериц; обшила куклу, подобрала и изготовила дидактические игры: "Народные промыслы", "Придумай узор", "Найди вторую половину", "Кому что". Затем сделала подборку необходимых иллюстраций, фотографии кружев и вышивки, ксерокопии силуэтов русской одежды для каждого ребёнка. Продумала и нарисовала схемы и образцы для декоративного рисования, подготовила все необходимые изобразительные средства и кассеты с инструментальной народной музыкой. Сделала подборку фотооткрыток о родном городе.
Все вышеперечисленные средства очень помогли мне в обогащении художественно-творческих способностей детей. Их регулярное применение, на мой взгляд, повлияло на такие психические процессы как воображение и мышление, на эстетическое восприятие, а также эмоциональное отношение к предметам искусства. А без этих составляющих, как известно, не возможна ни одна художественно-творческая деятельность. Таким образом, дети с интересом рассматривали образцы и предметы искусства, брали их в руки, обменивались впечатлениями о том, что особенно понравилось, представляли и вели беседы со сказочным образом Марьюшки и куклы, которая приходила на занятия. Также дети размышляли над предлагаемыми схемами и композицией составления своих рисунков, стремились научиться сами что-то создать, выполнить в коллективной работе. А подобранная русская народная инструментальная музыка и песни помогали усилить восприятие, стимулировали деятельность детей.
При ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством родного края мной были использованы такие формы работы, как
- беседы по ознакомлению с родным городом, искусством кружевоплетения и вышивки;
- занятия по декоративному рисованию;
- рассматривание изделий в мини-музее.
В начале года была проведена диагностика, а также были продуманы критерии сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Результатом этого исследования явилось четкое понимание того, что знаний у детей очень мало, а навыки и умения требуют дальнейшего совершенствования.
Всю работу по изобразительной деятельности я старалась тесно связать с игрой, потому что считаю, что обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира, а события и ситуации также передаются в образной форме. Созданные ребёнком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают познавательную активность и интерес к деятельности. Поэтому я часто использовала куклу Марьюшку-рукодельницу. Она "приходила" к нам на занятия, "приносила" в своём сундучке предметы для рассматривания, присутствовала в моих сказочных историях. Дети выполняли для её работ эскизы кружев и вышивки, помогали, если у неё было много работы. Этот же метод был мной использован и на коллективных занятиях, т. к. он повышает эффективность коллективной деятельности. Игровую ситуацию использовала как в начале, так и во время проведения анализа детских работ.
Каждую тему занятия я старалась закрепить дидактическими играми (в большинстве случаев в группе, в свободное время, иногда на занятиях). Уточняя важные правила игры, привлекала тех детей, которые нуждались в особо тщательном закреплении знаний, элементов узоров, с которыми дети ознакомились на занятиях. Читали и вместе с ребятами обсуждали художественные произведения, рассматривали альбомы с иллюстрациями, выполняли задания по раскрашиванию силуэтов одежды, рисованию кружев, узоров и вышивки, делали свой альбом-ширму из лучших работ, которые выбирали и оценивали сами дети.
Во время занятий по декоративному рисованию, когда дети обучались и пытались овладеть необходимыми техническими приёмами, происходило одновременное развитие двигательных ощущений, а главное - мелкой моторики (что особенно важно для детей логопедической группы). Здесь шла прорисовка мелких элементов узора и отработка его ритмичности. Рисуя узор, дети учились "держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора (прямые и наклонные линии, полукруг, дуга) напоминали им уже знакомые буквы.
Мои занятия включали в себя гимнастику для пальчиков (со словами и без них). "Колечко", "Симметричные рисунки", с шестигранным карандашом:
"У девочек и мальчиков
Карандашик в пальчиках.
Карандашик мы катаем
И ладошки разминаем".
Попутно, где это возможно, решала задачи развития связной речи у дошкольников (при рассматривании изделий, обогащения словарного запаса.
В процессе обучения декоративному рисованию для лучшего запоминания мной были использованы следующие методы и приё мы:
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиции;
- показ последовательности рисования;
- упражнение в изображении новых (или сложных) элементов узора;
- схемы (научила ими пользоваться, находить их элементы в образце кружева или вышивки, соблюдая, насколько это возможно, симметрию и последовательность).
Узоры выполняли сначала фломастерами, затем переходили к более сложному - краскам и кисти. Дети знакомились и научились рисовать такие элементы кружева, как "павлинка", "мысок", "паучок", "сеточка прямая и наскоком", "листики", составляя их из дуг, прямых и наклонных линий ("ёлочка" и "веер", мазков. Для вышивки ритмично чередовали геометрические узоры (ХХХ, квадрат, круг, ромб, треугольник). Научились составлять из них композиции на разных геометрических формах, подбирая нужный цвет, чередуя в определённой последовательности.
Большинство детей продуманно стоили свои композиции, стараясь достичь её оригинальности. Работы этих детей отличались особенной аккуратностью в исполнении элементов концом кисти. Было хорошо заметно, что дошкольникам очень нравится выполнять геометрические элементы вышивки на одежде (бумажных силуэтах, да они и сами говорят об этом. Очень хотелось бы приобрести подлинные предметы кружева и вышивки для детального рассматривания с детьми на занятиях. Мне представляется это очень важным приёмом при ознакомлении детей с народным искусством родного края (к сожалению, они слишком дороги для приобретения, да и не всегда возможно найти их в продаже - в этом я испытывала большие трудности).
Во время занятий-выставок достаточно важным мне показалось научить рассматривать изделие так, чтобы дети впоследствии смогли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого мной был использован приём сравнения - Михайловского и Вологодского кружев. Конечно, у детей повышался уровень восприятия, понимания средств выразительности. Все эти навыки закрепляли через дидактическую игру "Народные промыслы". Думаю, мне удалось достигнуть замечательных результатов, привить и сохранить интерес к декоративному рисованию.
Анализируя вместе с детьми в конце занятия их работы, невозможно относиться к их труду без особого трепета и бережливости. Поэтому совсем несложным мне представляется привлечь детей в доброжелательной форме отметить, что удалось их товарищам, а что не очень, какие моменты ещё требуют их пристального внимания. И, разумеется, похвалить своих воспитанников за их труд, ведь способности у них разные. Заходя в группу, было очень приятно видеть, как дети раскрашивают узоры на одежде кукол из бумаги, а потом несут их домой, родителям - поделиться впечатлениями и продемонстрировать своё умение в рисовании. Надо отметить, что и родители всегда активно интересуются работами своих детей. Через детей я привлекла их внимание к нашей общей с ними задаче - воспитанию любви к родному краю : помещала рекомендации в уголок для родителей, вносила ширму о старшей кружевнице Д. А. Смирновой, организовывала выставки детских работ по декоративному творчеству.
На каждом из своих занятий я искренне старалась донести до понимания детей уважительное отношение к труду народных мастериц, воспитывала чувство гордости за родной край : ведь нигде в мире нет такого кружевоплетения, как у нас! Люди, приезжая из разных стран, дивятся поистине сказочной красоте Михайловских узоров. Кому, как не подрастающему поколению, беречь и стараться сохранить это?
Анализируя свою работу, я прихожу к выводу, что предложенный материал был доступен и понятен детям. Они охотно справлялись с моими заданиями по декоративному рисованию, овладевали различными способами деятельности и применяли их в своих работах, проявляли подлинный интерес к увиденному и услышанному об искусстве родного края, развивали своё эстетическое восприятие, воображение и мышление. Как результат - дети улучшили и пополнили объём своих знаний, художественно-творческих способностей.
Изучая различный материал по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края, особенно интересной мне показалась программа О. А. Соломенниковой под редакцией Т. С. Комаровой и В. В. Гербовой "Радость творчества". Сразу появилось желание откликнуться и использовать её в своей работе. Считаю, что это интересно, близко и доступно пониманию детей.
Общий подход к проблеме, а также творческие методы вышеперечисленных авторов созвучны, как мне кажется, взглядам Д. С. Лихачева: как известно, этот знаменитый ученый не раз подчеркивал значение среды обитания человека, выделяя в ней природную и культурную её составляющие. Он писал: "Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы".