Оксана Петрова
Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие с Машей в страну математики»
Пояснительная записка
Проект «Путешествие с Машей в страну математики» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Путешествие с Машей в страну математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Мой опыт работы показывает, что для эффективного обучения и развития детей важно сформировать у них познавательный интерес, стремление узнать что-то новое, научить общаться со сверстниками. И чем раньше это сделать, тем в будущем положительно будут решаться многие проблемы, связанные с обучением ребенка.
В раннем возрасте ребенок пытается все сделать сам. Игры, игровые ситуации проекта дают возможность ребенку делать собственные открытия, давать правильные и неправильные варианты ответов, обсуждая которые совместно с воспитателем, они могут исправляться. Такой подход раскрепощает детей, снимает страх, делает их более уверенными и самостоятельными, способствует развитию интереса и активности детей и создает условия для партнерства всех участников деятельности
Актуальность:
Основными задачами математического развития дошкольников являются формирование приемов умственных операций, развитие вариативного мышления, формирование общеучебных навыков и др., которые могут быть решены в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности : с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Целевые ориентиры стандарта направлены на развитие крупной моторики ребенка, что вполне может решаться через элементарную математическую деятельность, в которой новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения и выявления, существенных признаком. Таким образом, математика входит в жизнь маленького ребенка как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. Актуальность данной работы заключается и в том, что ведущим видом деятельности в дошкольном, а тем более в раннем возрасте является игра. Поэтому элементарные занятия по математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Но не все дети в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом
Проблема:
В ходе наблюдений мною было выявлено, что не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета. Для того чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию мной была выбрана тема проекта «Путешествие с Машей в страну математики».
Мною были разработаны математические игры с определенными заданиями, которые дети могут решать самостоятельно. И такие задания, которые требуют смекалки, догадки, наблюдательности.
Время реализации проекта : 01.09.15г. -31.05.2016г.
Контингент воспитанников: дети в возрасте от 2 до 3 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта : разработать и апробировать систему дидактических игр математического содержания для детей раннего возраста.
Задачи:
- формирование у детей первоначального интереса к познанию и развитие элементарных математических представлений (много, один, короче, шире, длиннее, выше, ниже, справа, слева, внизу, вверху, круг, шар, квадрат;
- развитие мышления и творческих способностей внимания и памяти, мыслительных операций, речи детей раннего возраста;
- создание для каждого ребенка ситуации успеха, что обеспечит познавательное развитие детей и сохранение, и поддержку его здоровья.
Дидактические принципы:
- принцип психологической комфортности обеспечивает снятие страха и сохранение здоровья и эмоционального благополучия детей;
- принцип деятельности прослеживается в самостоятельной деятельности детей, в ходе которой дети самостоятельно делают открытия;
-принцип вариативности раскрывает возможность осуществления собственного выбора деятельности;
-принцип систематичности и последовательности обеспечивает получение новых открытий на основе имеющегося опыта;
-принцип непрерывности направлен на обеспечение преемственности между всеми ступенями развития ребенка.
Новизна проекта заключается в разработке дидактических игр математического содержания для детей раннего возраста и включение задач математического развития в содержание ООП ДО, раздел «Ранний возраст».
1 этап : подготовительный
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме.
Разработка игр и игровых упражнений.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций.
Диагностика знаний детей по выбранной теме.
Организация познавательной, развивающей, предметной среды.
Консультация родителям: «Веселая математика дома» Помочь родителям научить ребенка математическим представлениям в домашних условиях
Содержание работы.
Время Задачи Дидактические игры
и задания математического
содержания Задание
Сентябрь Формирование представлений о свойствах предметов, о цвете и форме. Развитие умений сравнивать предметы по величине, форме. Учить находить лишние предметы. Учить объединять предметы по цвету, форме, размеру.
1.«Каждому цвету свой домик» Разложим карандаши,кубики, палочки по цвету.
2. «Построй домик» Кубики красного цвета, желтого, зеленого.
3.«Собираем ягоды с ежиком в корзинки»Выбери круглые красные пуговицы в красную корзинку, зеленые – в зеленую.
4. «Что перепутала Маша?» Найдем лишний предмет.
5. «Поезд для друзей» Составим поезд из Красных кубиков, зеленых и желтых кубиков.
6. «Маша и Миша играют в мяч»Прокатим шарики в воротца (по цвету).
7. «Магазин игрушек»
Соберем большую матрешку, собери маленькую матрешку.
Соберем большую
пирамидку, маленькую пирамидку.
Соберем красную пирамидку, желтую.
8. «На что похоже?»
На что похоже коробка? На что похож мячик? и т. д.
9. «Бусы для Даши»
Нанизать на ниточку красные бусы, зеленые, желтые, синие.
10. «Зажжем разноцветные
фонарики»
Какие фонарики
у тебя в руках красного
цвета, у Сережи – синего цвета, у Саши
желтого цвета….Сколько
фонариков танцует? Много.
Сколько не танцует? Один.
11.«Построим заборчик для Мишки»
Заборчик из красного и зеленого, желтого кубика (чередуем) продолжите дальше самостоятельно.
12.«Дорожка к дому Мишки»
Длинная дорожка, короткая дорожка (кубики, ленты)
Октябрь Формирование понятий «много», «один». Учить сравнивать предметы на основе составления пар (равно-неравно, больше- меньше). Выделение признаком различия и сходства. 13. «Поезд для друзей»
Выбрать один вагончик большого поезда.
14. «Машины игрушки»
Соберем много игрушек для Маши (разные наборы игрушек)
15 «Поделись игрушкой с Мишкой»
Выбрать по одной игрушке для Мишки.
«Звери в зоопарке» (много зверей, а у медведя один).
«Матрешки в домике» (много матрешек в домике, одна матрешка у Мишки).
«Клубочки» (много и один, собери красные большие клубочки для Миши, а маленькие желтые клубочки для Маши).
«Магазин посуды» (много тарелок, у Мишки одна, много чашек, у Мишки одна и т. д.).
16. «Машины упражнения»
Физкультминутки:
Сделаем поезд из деток (много деток- много вагончиков).
Похлопаем в ладоши много раз, один раз, попрыгаем (много раз, один раз). Присядем один раз, много раз.
17.«Помоги ежику собрать грибы в корзинку»
Соберем грибы в корзинки, сделаем поровну.
18.«Мишкин аэродром»
Игра, летчиков много, летчиков поровну. Летчиков больше, летчиков меньше, аэродром один.
19. «Найди пару»
Игра на развитие восприятия, внимания и умения сравнивать предметы.
Развитие восприятия, внимания и умения сравнивать предметы.
Ноябрь Формирование элементарных пространственных представлений : вверху, внизу, впереди, сзади. 1.«Прогулка в лесу»
«Бабочки»
«Белки на дереве» -
вверху, внизу, сзади.
Сели внизу на травке
вверху летают над цветами, впереди,
сзади.
Сидят вверху на дереве,
Внизу под деревом, спрятались сзади.
2. «Гости»
Заяц сидит перед столом, волки – с боку столом, внизу под столом – собака.
Заяц пересел, сидел
перед столом, сел с боку стола…
3. «Шишки»
В каком ряду шишек больше, меньше, где весят шишки – наверху, внизу…
4. «Ждем гостей» -
«Расставим кружечки» -
Много, мало, поровну, по одной.
5. Игра «Летчики» -летчиков
много, аэродром -один,
летчики- впереди, аэродром
сзади…
Летчиков много, аэродром –один; летчики- впереди, аэродром сзади…
7. Куда спряталась белка?
«1,2,3,4,5» – будем
Маше помогать.
Вверху дерева, внизу дерева, впереди под дерево, за дерево…
Декабрь
Знакомство с геометрическими фигурами: круг, шар, квадрат. Учить находить в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
1.«Построим дорожку»
Выложить дорожку из квадратов, кругов (какая длинная, какая короткая)
2.«Мишка ловит рыбу»»
Удочка с магнитом, квадрат – ведро, круг –рыба; каждый участник ловит рыбу, которая соответствует цвету его ведра.
3. «Дорисуй колесо».
Учить рисовать круг, дорисовываем колесо.
4. «Угощенье для Мишки - колобок» лепка
Учить катать шар
5. «Найди домик
Учить соотносить по размеру. зайцу круглый, медведю – квадратный.
Рассказывание сказку о геометрических фигурах.
6. Машины сказки. «Страна геометрических
7. Лото «Квадрат»
8. Лото «Круг»
На карточки с изображением
квадрата выкладываются
предметы формы квадрата.
На карточки с изображением круга выкладываются предметы
формы круга.
9.«Четвертый лишний»
На карточке выложено
четыре предмета, три мяча, один табурет.
Дети убирают лишний
предмет.
10. «Волшебные ниточки» -
Сделать из веревочки круг, квадрат.
Январь Формирование представлений о длине, ширине, высоте предметов. 1.«Бант для Маши» - 2.«Следопыты»
Ленточки одного цвета, ленточки разного цвета, палочки одного размера, одного цвета, длинные, короткие… Сравним по ширине – ленточки одного цвета, ленточки разного цвета.
Найдем дорожку к дому Мишки по заданному цвету. Дорожка из детских следочков.
3. «Подберем платье для
Маши Большое – длинное, маленькое –
короткое…
4.«Речки и мостики» - подобрать к широкой речке широкий мостик и наоборот.
Подобрать мостик к речке широкая река – широкий мост, узкая река – узкий мост, для Маши и Медведя.
5.«Новогодние подарки»
Выбрать большой предмет, маленький предмет.
6.«Гонки»
Чья машина быстрее доберется до хозяина с короткой веревочкой Машина или с длинной веревочкой Мишина.
7.«Строим дом»
Предложить детям построить два дома разного цвета, для Маши и Миши, предварительно отсортировав кубики. В процессе построения намеренно допускать ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Февраль
Формирование пространственных отношений : слева, справа, посередине.
1.«Жил, был Медведь»
Плоскостную фигурку располагать по заданию - слева, справа, посредине листа бумаги…
2.«Маша и Миша играют в прятки»»
Маша посредине комнаты под столом, Маша справа за диваном,
Маша внизу в подвале.
3. «Фотограф»
Заяц фотограф сделал фотографию того ребенка, который сидит слева от Димы. Кто на фотографии? Справа от Сережи? Посадить на стульчик Машу и Медведя. Кто на фотографии?
4.«Магазин»
Яблоко слева от вишни, справа от мандарина…. Шоколадка слева от яблока, посередине между вишнями…
5.«Репка» - выстрой героев по росту.
Выстрой героев по росту.
Март
Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь.
1.«Раньше – позже» -
Выстроить цепочку я проснулась рано утром, раньше Мишки позже сестренки Даши.
2. «Режим дня Маши»
Расставить по порядку картинки,
на которых Маша завтракает, играет, ложится спать.
3. «Путаница»
Расставь по порядку что делают утром (умываются, чистят зубы, делают зарядку,что делают днем (играют, занимаются, обедают, что делают вечером….
Апрель Формирование пространственных отношений : шире, уже, выше, ниже. 1.«Ворота»
Построить ворота для машин широкие, узкие, высокие, низкие…
2. «Прогулка по лесу»
Тропинка шире, уже, деревья выше, ниже.
3. «Найди пару»
Дом Миши и дом Маши.
4. «Кого не стало»
Развивать внимание, память.
Май
Закрепление полученных знаний В самостоятельной игровой деятельности
1. Развлечение «Праздник друзей»
развивать дружеские отношения между детьми, закреплять пройденный материал, через задания, которые находятся в воздушных шарах, воспитывать интерес к математике.
Предполагаемый результат: К концу 3 года у детей будет сформирован интерес к познанию в соответствии с возрастом. Они научатся находить в окружающей обстановке много предметов и один, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Научатся называть круг, шар, квадрат, части суток, различать левую и правую руки. Сформированные элементарные математические понятия и представления обеспечат базис для ознакомления детей с количественным и порядковым счетом, с наглядным изображением чисел и формированием представлений детей о количестве во второй младшей группе.
Полученный результат:
За год работы с детьми в возрасте от 2 до 3 лет у детей повысился познавательный интерес, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно-полезную деятельность. Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают. Понимают, где много предметов, где один, выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг, сравнивают группы предметов, определяют их по длине, ширине и высоте.
В группе царит атмосфера доброжелательности, постоянно создается для каждого ребенка ситуация успеха и таким образом сохраняется и поддерживается здоровье детей.
Продукты проектной деятельности :
1. Система занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений;
2. Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 2-3 лет;
3. Лепка «Угощенье для Мишки – колобок» ;
4. Консультация для родителей «Веселая математика дома»;
Игры по сенсорике (педагоги и родители) : «Машин режим дня», Дидактическая игра Мишка ловит рыбу», «Помоги ежику собрать грибы», «Подбери туфельку», «Найди белку», Маша и Миша играют в прятки», «Следопыты», «Гонки», «Новогодние подарки»
5. Фотоколлаж «Путешествие в страну веселой математики».