Оксана Скворцова
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Математика вокруг нас.»
Подготовила: воспитатель МБДОУ № 21
Скворцова Оксана Николаевна
2015 год
Введение
Проблема: развитие у дошкольников правильного мышления по математике.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Познаем, исследуем, творим“» размещена в разделах
Актуальность настоящей проблемы состоит в том, что часто встречающиеся подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника (со стороны воспитателей и родителей нашего детского сада) обычно не приносит достаточных результатов, а в программах, которые создаются на современном этапе для детского сада большое внимание уделяется логической составляющей интеллектуальных способностей.
Большинство родителей считают, что главным при подготовке к школе является ознакомление ребенка с цифрами и научить его считать, складывать и вычитать. Самым главным, на мой взгляд, является научить ребенка думать, размышлять.
Цель: научить ребенка-дошкольника правильному мышлению в математике.
Задачи: К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь определенный уровень знаний по математике. Эти знания ребенок получает как на занятиях так и в повседневной жизни.
знать цифры от 0 до 10;
называть предыдущее и последующее число;
называть числа в прямом и обратном порядке;
соотносить числа и количество предметов;
знать и уметь использовать математические знаки;
узнать название геометрических фигур, различать и находить их в
окружающей обстановке;
измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте;
ориентироваться на листе бумаги, на листе в клеточку;
знать и уметь называть части суток;
научиться ориентироваться в пространстве и времени;
изучить понятия вчера, сегодня, завтра. ; пространственные
расположения: слева, справа, налево, направо;
закреплять знания в повседневной жизни.
Проект долгосрочный, групповой, т. к. в нем участвуют воспитатели, дети и их родители.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
По – моему мнению, очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком исключительно в игровой форме, методом игр и подсказок, так ребенку интереснее и проще усваивать и хорошо понимать материал. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе и дальнейшей учебе.
А далее представлена непосредственно образовательная деятельность, направленная на познание и творчество детей.
Изучив достаточное количество литературы по педагогике, следуя собственному опыту и опыту старших воспитателей, благодаря курсам по повышению квалификации, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Ориентировка в пространстве.
Детей знакомят с пространственными направлениями от себя: вверху- внизу; впереди (спереди)- сзади (позади); справа- слева. Основой обучения является формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат в повседневной жизни: в процессе умывания, одевания, воспитатель и родители учат детей различать правую и левую руку, во время обеда- держать ложку в правой руке, а хлеб в левой, объясняют, что левая нога, глаз, ухо находятся с той стороны что и левая рука, а правая нога, глаз и ухо со стороны правой руки. Эти знания я довожу до детей с помощью таких дидактических игр, как: «Купание куклы», «Одевание куклы» и т. д. Упражняемся с детьми в соотнесении пространственных направлений с определенными частями собственного тела (вверху- там, где голова; внизу- там, где ноги; спереди- лицо, глаза; сзади- спина; слева- левая рука, справа- правая). Закрепляем знания- играми: помаши мишке сначала правой ручкой, затем левой; указать и сказать куда пошла кукла; топнуть сначала левой ножкой, затем правой; куда едет машина- вперед или назад и т. д. Учимся с детьми выделять разное положение предметов в пространстве, проводим такие игры, как: «Где шарик (кукла, кубик)?», «Где бьет барабан?», «Что изменилось?». Примеры других игр можно рассмотреть в приложении данного проекта.
Ориентировка во времени
Закрепляем в активном словаре детей названия частей суток, углубляем и расширяем представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Каждый день, приходя в сад, обсуждаем, что утро настает после ночи, ночью мы спим, утром просыпаемся и идем в сад, затем оно сменяется днем, день- вечером, а вечер- ночью. Таким образом, ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни. Для развития представлений о смене частей суток рассматриваем картинки, пейзажи и т. д. также не менее важным и интересным для детей является чтение отрывков из рассказов и стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей. На примере игр с куклой показываем, что утром нужно завтракать и идти в сад, в обед кушать и ложиться спать, просыпаться и играть (потому что на улице день, когда мама заберет домой будет вечер, затем ночь.
На конкретных примерах учимся устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Для более понятного и интересного усвоения материала выбираем занимательные и увлекательные игры и игровые ситуации (примеры см. в приложении).
Изучаем величину
В возрасте трех лет дети способны отличать большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать размерные отношения словами и различать сравнительно близкие величины. Поэтому в игровой форме мы знакомимся с тем, как можно сравнивать два предмета (две ленты, полоски бумаги, кубики и т. д., резко отличающиеся по длине, ширине, высоте, величине в целом. Во время этого дети лучше всего запоминают соотношение предметов по размеру: длинный- короткий; широкий- узкий, высокий- низкий; большой- маленький. Знакомить детей со способами сравнения предметов по длине, ширине, высоте, на мой взгляд, удобнее и для детей понятнее- приложением и наложением предметов друг на друга. Создаем игровые ситуации для привлечения интереса детей: завязываем мишкам шарфы, куклам-банты. Один шарф (бант) завязался, другой- нет. Почему? Приложив один шарф (бант) к другому, рассматриваем, что один из них короче другого. Также на примере других игр и игровых ситуаций (см. приложение).
Изучаем количество
Изучая количество, прежде всего нужно научить ребенка различать контрастные количественные образования, создавать группы предметов по количественному признаку, отвечать на вопрос «сколько?» словами много- один; один- много.
Начинаем мы с рассмотрения игрушек в группе и переходим к понятию количества уточняя «Как много у нас зайчиков (мишек, кукол). При этом обязательно учесть, чтоб некоторые игрушки были по одной, тем самым ребенок начинает понимать какая игрушка одна и что такое один, и каких много и что представляет из себя «много». Интересным и познавательным для детей является игра с кубиками. Выкладываем на стол небольшие кубики (7-10 штук один за другим) и поясняем: «Вот кубик, вот еще кубик, еще кубик.», затем приходим к выводу: «Здесь много кубиков!», дети повторяют, показывая на все кубики «много!». Затем один кубик кладем отдельно и спрашиваем у детей сколько, на что они вместе отвечают «Один!» и на контрасте еще раз запоминают соотношение один- много. По мере того как быстро дети усваивают материал и учатся отвечать на вопрос «сколько?», учимся различать и называть неравные по количеству группы и обозначать их словами: много- один, один- много, а затем – много- мало, мало- много. В этой ситуации мы начинаем с инсценировки прихода к нам в гости матрешек. Акцентируем внимание на их количестве: «Сколько матрешек пришло к нам в гости? Много!». Затем каждый ребенок берет в руки матрешку и спрашиваю у ребенка «Сколько ты держишь матрешек?», помогаю ответить «Одну!». Затем мы смотрим, что у всех по одной матрешке и выясняем сколько же всего матрешек- «Много!»- отвечают дети. «Да, на столе матрешек много, а у каждого- только одна матрешка»- делаем вывод с ребятами. Такие же примеры проводим с цветами, флажками и т. д. с целью закрепления понятий много- один, один- много обязательно используем любимые игры детей, такие как: «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Зайцы и мишка», «Солнышко и дождик» и т. д. На улице играем в игру «Один- много» используя шишки, желуди и т. д.
Изучаем форму
Знакомство детей с формой осуществляется с целью более глубокого познания предметов окружающей действительности и более правильного их восприятия. Мы знакомимся с кругом, квадратом, треугольником и учимся их различать. Каждый ребенок берет две фигуры в руки, например, красный круг и зеленый квадрат (я держу такие же фигуры, показываю одну из них, не называя его, и предлагаю ребенку найти у себя такую же и показать. Затем показываю другую и дети находят у себя такую же и показывают. При ознакомлении с фигурами, обводим контур каждой фигуры пальчиком несколько раз, фиксируя пальчик в углах и называя фигуры. Для таких упражнений используем кубики разной формы, карточки, на которых изображены два- три круга (квадрата, треугольника). Учимся различать фигуры, также накладывая друг на друга круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг и рассматривая при этом существенные различия: у круга нет углов, у треугольника только три, квадрат имеет больше углов, чем треугольник. Для развития представлений о круге, квадрате и треугольнике используются такие игровые приемы, как: «Назови, что это», «Возьми круг (квадрат) в руку», «Покажи мишке красный круг», «Выбери все большие (маленькие) квадраты», и т. п.
Приложение
Пословицы, поговорки, считалки и загадки тоже наши «лучшие друзья», очень помогают нам в изучении счета, цифр, количества. Интересно, увлекательно, а главное легко и доступно для детского мышления. Дети сами заинтересованы в изучении цифр, считалок и тут же понимают, что означает один, что много и т. д.
Начинаем обычно с цифры один
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Загадки:
• Стоит Антошка -
На одной ножке. (Гриб)
• Одна подружка
Полезла другой в ушко. (Иголка с ниткой)
• Много рук,
А нога одна. (Дерево
• Зимой и летом
Одним цветом. (Ель)
Далее 2 и т. д.
Два сапога - пара.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени - только три дня.
Обещанного три года ждут.
От горшка три вершка
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Без четырех углов изба не рубиться.
Семь бед - один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Загадки
• Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, растения).
• Лапок у кошки столько
Ножек у стула столько.
О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (Четыре)
Стишки о цифрах
На что похожа цифра "5", на серп, конечно,
как не знать. Г. Виеру
Цифра 6 - дверной замочек : сверху крюк, внизу кружочек.
С. Маршак
-Девять, как шесть, вглянись. Только хвост не вверх, а вниз.
Г. Виеру
Считалочки
Вышла мышка как-то раз,
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон
Выходи отсюда вон.
***
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Игры
1.«Цветик – семицветик»
Дети, сегодня к нам в гости пришла девочка (показ куклы). Эта девочка из какой-то сказки. Попробуйте угадать из какой: эта девочка была очень рассеяна, невнимательна и однажды заблудилась. А попасть домой ей помог волшебный цветок. Что это за сказка и как зовут девочку? (ответы)
-Правильно, девочку зовут Женя, а сказка — «Цветик-семицветик». Но что же произошло с Женей на этот раз? (кукла «шепчет на ушко»). Ребята, Женя опять заблудилась, старушка ей снова подарила цветок, но на этот раз он не простой, а с заданиями. Сама она не справится, вот и просит вас помочь ей. Поможете? Давайте рассмотрим его.
Основная часть:
-Какого цвета лепесток обозначен цифрой 1? Если двигаться по часовой стрелке, то лепесток какого цвета будет вторым по счёту? А каким по счёту будет жёлтый (синий) лепесток? Лепесток какого цвета будет седьмым по счёту?
-Итак, чтобы помочь Жене, нужно отрывать лепестки по порядку и выполнять задания. И если задание выполнено верно – лепесток улетает. Готовы? Отрываем первый лепесток: «ЦИФРЫ ПАРАМИ СЛОЖИ СУММУ 9 ПОКАЖИ»
Для того, чтобы выполнить это задание, вам надо взять по одной цифре, они лежат на столе. Те, у кого цифра 5 и больше 5 – встанут слева от меня. Те, у кого меньше 5 –напротив (в шеренгу). Цифры возьмите так, чтобы было видно друг другу.
Давайте вспомним задание, внимательно посмотрим на цифры стоящих напротив и встанем парами так, чтобы сумма ваших чисел была равна 9 (дети встают парами). Проверяем, считаем полученные примеры. Молодцы! Все постарались и лепесток улетел.
2.«Кто где» : Расставляем игрушки в разных местах комнаты. Спрашиваю ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и так далее спрашиваю, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.
3. " У кого хвост длиннее?" Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с Винни- Пухом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.
4. «Когда это бывает?» Дети сидят вокруг стола. У меня в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Разъясняю правила игры, раздаю всем по картинке. Затем вращаю стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутим стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.
Как вариант этой игры читаю отрывки из художественных произведений о сезонных природных явлениях и ищем картинки с соответствующим содержанием.
5. «Зверята» В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки, садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку. Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.
Вывод: на мой взгляд, вывод можно сделать один, он главный и единственный, учить детей познавать мир, а математика- это одно из главных направлений в познании и подготовке ребенка, это не только наша прямая обязанность, но призвание и самоудовлетворение. Ведь сколько радости и счастья приносят нам дети, когда на глазах взрослеют, умнеют, становятся любознательными и интересными.
Хочется отметить, что новая программа в соответствии с ФГОС, по которой мы работаем с недавнего времени, более простая в понимании и тут же достаточно емкая относительно знаний и информативности. Детям в разы интереснее заниматься в игровой форме, заметно быстрее усваивают материал и сами интересуются все большим и большим потоком информации. Занятия в игровой форме «по- душе» практически всем родителям, ведь ребенок сам хочет и интересуется всем, что его окружает, старается запомнить и рассказать всем, что он узнал в детском саду.
Список использованных источников:
1. Н. А. Арапова- Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», изд. Мозаика- Синтез- Москва, 2009г.
2. В. П. Новикова «математика в детском саду» изд. Мозаика- Синтез 2010г
3. https://doshkolnik.ru/matematika/12963-razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-shkolnikov-pri-obuchenii-sostavleniyu-zadach-po-matematike.html
4. https://bebygarden.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-matematike-v-sredney-gruppe/
5. https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/didakticheskaja-igra-po-matematike-dlja-srednei-grupy.html