Анна Шевела
Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО«Какая она-математика?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
«Математику уже затем любить надо,
Что она ум в порядок приводит.»
«Какая она – математика?»
(старшая группа)
Проект подготовила
Воспитатель: Лаптева А. А.
г. Курганинск
2015 г.
Введение
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО „Какая она-математика?“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста в условиях муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 “Радуга” г. Курганинск.
Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
2. “Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации” (от 9.12.2004г).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Меня всегда как родителя и педагога волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Я считаю, что один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Реализуя свой проект, я буду заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробую ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако эти умения очень
недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Очень часто многие родители и педагоги при подготовке ребенка к математике не уделяют большого значения развитию мелкой моторики, умению мыслить, фантазировать. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект" Мир математики – какой он?" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности : учебно-методический.
По содержанию - обучающий.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. - Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 4-5 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления.
Задачи:
1. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
o Обогащать новыми представлениями и понятиями;
o закреплять знания;
o активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
3. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
4. - Закреплять навыки прямого и обратного счёта (1-10, умение обозначать числа цифрами, знание геометрических фигур.
5. - Развивать внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику.
6. - Активизировать словарь (названия цифр, числительных).
7. - Учить создавать образ цифры.
8. - Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
9. - Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач.
- Успешно решает логические задачи;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
При реализации данного проекта "Какая она – математика?" важно целенаправленно способствовать:
• поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
• совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
• становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
• доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость проекта определена в трё х аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Реализуя проект я проводила следующие недели:
1. Неделя Нуля Кругликова
2. Неделя Единицы Стройной.
3. Неделя Двойки Дружной.
4. Неделя Тройки Удовлетворительной.
5. Неделя Четвёрки Хорошистки.
6. Неделя Пятёрки Отличницы.
(Приложение 1)
Список литературы:
1. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
2. «Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.
3. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
4. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
5. Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.
6. Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях, ж-л «Информатика и образование», №5, 1998, с. 60
Источники информации:
1. dеtskiy-sаd. com
2. nspоrtal. ru
3. 50ds. ru
4. dоshkоlniк. ru
НОД и ОД
ОД
Логические задачи математического содержания в стихах по теме: "Количество и счет"
Игры и задания с логическими блоками.
Веселый счет - дошкольникам. Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет.
Презентация - игры ИКТ: «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др.
Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.
Консультации для воспитателей.
Виды дидактических игр для ФЭМП.
Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей.
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
«Музыка и математика».
Работа с одарё нными детьми: «Игры для ума», «Игры головоломки», Компьютерные игры». Технологии развития интеллекта.
СД
Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания :
«Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото»,
«Нарисуй треугольник ниткой»,
«Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку»,
«Геометрические дорожки», «Подбери рукавички»,
«Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку»
и др.
Подвижные игры с движением, математические логоритмики.
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Прежде всего, я ознакомила родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. В ходе практических занятий, я показала на практике педагогическое положение о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.
Работу с родителями и детьми вела одновременно, что обеспечивает разностороннее воздействие, направленное на воспитание интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.
Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания: “Путешествие по островам”, “Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать”; беседы и консультации: “Учить, но как?”, “Современные дети, современные игры”; просмотр занятий и игр детей: “В гостях у сказки”, “От 1 до 5 с чудесами по пути”; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике: “Значение пальчиковых игр”, “Зрительная гимнастика”; пропаганда знаний о роли занимательного материала, в дошкольном возрасте : “Играем вместе в детском саду и дома”, круглый стол: “Дидактические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей”; занятия-практикумы: “Игры-зарядки”и прочее
Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».
«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Неделя Нуля Кругликова.
Задачи:
Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Ход.
Воспитатель загадывает загадки:
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
(барабан)
В пустом дупле по сто домов,
По сто котлов, в середине - ярмарка.
(улей)
Чтение художественных произведений:
З. Александрова «Прятки»
Ю. Коваль «Нулевой класс»
Русские народные сказки:
«Колобок», «Курочка ряба», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Стихотворение С. Маршака «Мяч»
Конструирование.
С помощью воспитателя дети изготавливают из бросового материала барабан.
Исследования.
Проводятся с детьми с помощью воспитателя.
1. Нуль Кругликов разложил на столе листы картона, ножницы, клей. Потом вырезал из одного листа картона круг.
2. Как из круга сделать шляпку для гриба?
3. Сделать разрез от точки на окружности до центра круга, наложить один край на другой и склеить.
4. 2. Нуль Кругликов вырезал из листа картона одновременно два одинаковых круга.
5. Как это можно сделать?
6. Надо сложить лист пополам.
7. 3. Нуль Кругликов вырезал из листа картона три круга разного размера.
8. Как из них сделать снеговика?
9. Надо наклеить на лист бумаги круги снизу вверх от самого большого до самого маленького.
10. Подвижная игра «Медведь и пчёлы»
11. Задание на дом.
12. -Что похоже на круг, овал, нуль?
13. Нарисуйте названные предметы.
Неделя Единицы Стройной.
Задачи:
Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Задачки:
Решают дети с помощью воспитателя.
Вторую задачку инсценируют.
1. Однажды Единица Стройная сплела большую корзину и отправилась спозаранку в лес за грибами. Вечером вернулась усталая.
- Сколько грибов ты набрала?
- Не скажу! Но его я сама съем!
- так сколько грибов у неё в корзине? (один)
2. Шла Единица Стройная прямой дорогой из города в деревню, а навстречу ей шла её сестрёнка, а за той ещё одна сестрёнка и ещё одна. Сколько всего Единиц шли в деревню? (одна)
Чтение художественных произведений.
С. Михалков «Трезор»
Э. Мошковская «Жадина»
Е. Пермяк «Первая рыбка»
А. Барто «Он был совсем один»
Русская народная сказка «Лиса - повитуха»
Загадки.
Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «один», «одна», «одно» в разных падежах.
Зимой и летом одним цветом. (ёлка)
Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)
•
Махнула птица крылом,
Закрыла свет одним пером. (ночь)
•
Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын. (дочь)
•
Умный Ивашка всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт-
Каждый след его поймёт. (карандаш)
•
Один костёр весь свет согревает. (солнце)
Лепка.
С помощью воспитателя дети лепят гриб (отгадку к загадке).
Задание «Назови правильно» (по картинке)
Воспитатель вместе с детьми читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой». Он указывает на предметы, изображённые на картинке, и называет их, а дети называют числительные.
Цыплёнок один
И корзина одна,
И пчёлка одна
На картинке видна.
•
И облако тоже
Одно в синеве.
Один колосок,
Ну а ягодок две.
Подвижная игра «Ловишки»
Задание.
Решите задачку.
• Единичка Стройная и Нуль Кругликов целый час играли в настольный футбол. Единице удалось выиграть, хотя она и двух голов не забила.
С каким счётом закончился матч? ( 1:0)
• Найдите пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, приметы, в которых встречаются слова «один», «одна», «одно», «одни» в разных падежах.
• - Что похоже на единицу?
Нарисуйте названные предметы.
Неделя Двойки дружной.
Задачи:
Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Скороговорка.
Дети учат скороговорку, в которой есть слово «две».
На болоте, на лугу
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали - улетели.
Загадки.
1. Дети отгадывают загадки, в которых есть слово «два».
2. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся. (Берега)
3. Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра.)
4. Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза.)
5. Два братца спереди бегут, два сзади догоняют, а догнать не могут. (Колёса.)
6. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
7. На носу у старика
Два стекла и два крючка.
Эти стекла, и крючки называются. (очки.)
Чтение художественных произведений
В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»
В. Бианки «Лис и мышонок»
Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Два брата».
Задание «Назови правильно» (по картинке).
Воспитатель вместе с детьми читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой». Он указывает на предметы, изображённые на картинке, и называет их, а дети называют числительные.
У хрюшки два ведёрка.
Два жёлудя лежат.
Два облака на небе,
И две пчелы жужжат.
С испугом смотрит Хрюшка:
Боится пчёл она.
Ведь пчёлок две, а Хрюшка-
А Хрюшка лишь одна.
Подвижная игра.
Игра «Найди пару»
Задание на дом.
-Что похоже на двойку?
Нарисуйте названные предметы.
Неделя Тройки Удовлетворительной.
Задачи:
Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Загадки.
Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «три», «третий», «тремя».
1. Один болтун, другой свистун, третий едун,
Два брата ведаки, а два слышаки,
Два бегуна да два брата ухвати. (человек)
2. Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (дождь, земля, трава.)
3. Кто ест сено безо рта тремя зубами? (вилы.)
Скороговорка.
Дети учат скороговорку, в которой есть слово «три».
В печурке
Три чурки,
Три гуся,
Три утки.
Чтение художественных произведений.
Сказка «Три медведя», «Три поросёнка», «Мужик, медведь и лиса».
Лепка.
С помощью воспитателя дети лепят из пластилина снеговика (из трёх шариков).
Исследование.
Проводится детьми с помощью воспитателя.
Надо поднести цифру 3 к зеркалу так, чтобы сбоку в зеркале стала видна другая цифра.
Какая цифра видна? (цифра 8)
Аппликация.
Дети выполняют аппликацию из трёх геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата).
Подвижная игра.
Игра «Гуси – лебеди».
Задание на дом.
- Что похоже на треугольник?
Нарисуйте.
Неделя Четвёрки Хорошистки.
Задачи:
Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Загадки.
Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «четыре», «вчетверо».
1. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (блин).
2. Два брюшка, четыре ушка. (подушка.)
3. Под одной шляпой четыре брата стоят. (стол.)
4. Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться,
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой. (колёса.)
Скороговорка.
Дети учат скороговорку, в которой есть слово «четыре» в разных падежах.
У четырёх черепашек
По четыре черепашонка.
Чтение художественных произведений.
Братья Гримм «Бременские музыканты»
К. Ушинский «Четыре желания»
Русская народная сказка «Снегурушка».
Конструирование.
С помощью воспитателя дети собирают автомобиль из коробок.
Рисование.
Дети рисуют на тему «Мой любимый дом».
Задачка.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой» и инсценирует его, передвигая плоскостные фигуры на фланелеграфе. Дети решают задачку.
Четыре бобрёнка
Собрались в поход.
Четыре бобрёнка построили плот.
Но плот оказался
У них маловат:
Остался без места
Один из бобрят.
Четыре бобрёнка
Собрались в поход.
А сколько, скажи,
На плоту их плывёт?
(три.)
Задание «Назови правильно»
- Сколько в году времён года? Назовите их последовательно.
- На сколько частей делятся сутки? Назовите их.
- У кого из вас семья состоит из четырёх человек? Назовите имена членов своей семьи.
- Сколько углов и сторон у квадрата, у прямоугольника?
Подвижная игра.
Игра «Четвёртый лишний».
Задания на дом.
- Что похоже на квадрат, прямоугольник? Нарисуйте.
Неделя Пятёрки Отличницы.
Задачи:
Вызывать интерес к чтению художественной литературы, отгадыванию загадок, исследовательской и продуктивной деятельности.
Побуждать родителей участвовать в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Скороговорка.
Дети учат скороговорку, в которой есть слово «пять».
Пять ребят живут в избушке.
Пять маслят – вблизи опушки.
У ребяток – тапочки,
У масляток – шапочки.
Чтение художественных произведений.
В. Сутеев «Кораблик»
Б. Заходер «Птичья школа»
Исследование.
Проводится детьми с помощью воспитателя.
Пятё рка Отличница положила на стол ножницы и чистый лист бумаги и призадумалась: «У листа бумаги четыре угла. Если один угол отрезать, сколько углов останется?» (пять углов)
Рисование.
Дети обводят ладони и рисуют на силуэте смешные рожицы.
Аппликация.
Дети наклеивают на заготовку (силуэтное изображение рукавицы) пять геометрических фигур в виде орнамента, чтобы рукавица стала красивой.
Задание «Назови правильно»
Воспитатель вместе с детьми читает отрывок из стихотворения В. Степанова «Считаем вместе с мамой». Он указывает на предметы, изображённые на картинке, и называет их, а дети называют числительные.
В поле бабочка летает,
Колоски она считает.
Надо нам ей подсказать.
Что колосьев ровно пять.
Пять колосьев, пять корзин,
А воробушек – один!
Загадки.
Дети отгадывают загадки, в которых есть слова «пять», «пятый».
1. Две сестрички, две плетёнки
2. Из овечьей шерсти тонкой.
3. Как гулять – их надевать,
4. Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)
5. 2. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. (лошадь.)
Пальчиковая игра.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Первый пальчик хочет спать,
А второй уж прыг в кровать,
Третий пальчик прикорнул,
А четвёртый уж уснул.
Пятый пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Подвижная игра «Мы- весёлые ребята!»
На двух противоположных сторонах игровой площадки чертят по линии, на третьей стороне- несколько кругов (это дом водящего). Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы- весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну попробуй нас догнать!
Раз, два, три, лови!
После слова «лови» все перебегают на противоположную сторону площадки.
Водящий должен поймать кого- либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию.